Схема 65–ваттного усилителя с меломанским звучаниемПереносим древнюю и радикально простую "германиевую" схемо- технику на современную элементную базу Как-то, перелистывая книжку В. Т. Полякова "Простые приёмники АМ сигналов", я заприметил схему приёмника, а вернее не самого
приёмника, а маломощного и очень экономичного НЧ усилителя мощности, входящего в его состав (Рис.1).
На самом деле, чем больше разных конструкций УМЗЧ мне доводилось послушать, тем сильнее устаканивалась уверенность, что увенчанный лаврами "ламповый" или, к примеру, "германиевый" звук определяется не только техническими особенностями усилительных элементов, но и к тому же (а возможно даже и в большей степени) особенностями схемотехнического построения усилителя. При этом усилитель Худа, построенный на кремнии по старой примитивной схемотехнике, будет звучать так же открыто и музыкально, как удачно спроектированный германиевый, а навороченный сверх меры германиевый – так же сухо, как и многие начинённые глубокими ООС "кремниевые" усилители с якобы "высокой верностью звучания". Итак, плодотворная дебютная идея определена – создать усилитель мощности, опираясь на старую, добрую и отлично звучащую схемотехнику. Цель – меломанское качество звучания в совокупности с простотой конструкции. Ориентир – усилитель JLH, класс А, вариант 69-го, только (в нашем исполнении): работающий не в классе А, а в классе АВ, более мощный и с лучшими техническими характеристиками. Вот что у нас получилось: Рис.2 Схема простого 65-ваттного усилителя мощности Двухтактный выходной каскад усилителя построен на составных парах транзисторов (Т4,Т6 и Т5,Т7). Он представляет собой два повторителя напряжения, выполненных по схеме включения Шиклаи. Хотя составные транзисторы по схеме Шиклаи используются значительно реже, чем Дарлингтоны, они обладают рядом преимуществ, которые мы подробно описали на странице – ссылка на страницу. Усиление входного сигнала осуществляется двумя каскадами на транзисторах Т1 и Т2, включённых по схеме с общим эмиттером. Сигнал отрицательной обратной связи поступает через резистор R8 с выхода усилителя на эмиттер транзистора Т1. Для этой цепи усилительный каскад на Т1 является каскадом с общей базой, а глубина ОС и, соответственно, коэффициент усиления УНЧ определяются отношением величин R8 к R5, т. е. в нашем случае Ku = 21. Транзистор Т3 образует цепь смещения транзисторов выходного каскада. Напряжение смещения, а соответственно, и ток покоя выходных транзисторов регулируются посредством многооборотного подстроечного резистора R7. Корректирующая ёмкость С3 (номиналом, как правило, около 100пФ), которую часто устанавливают для повышения устойчивости усилителей, как показывает практика – не является оптимальным выбором, т. к. она приводит к существенному росту нелинейности на высоких частотах. Куда более правильной альтернативой будет являться конденсатор С4, включённый параллельно резистору ООС, и который в большинстве случаев обеспечит необходимую стабильность. Однако, если в силу тех или иных обстоятельств, усилитель начнёт "подгуживать" на частотах в несколько мегагерц, то включение конденсатора С3 ёмкостью 10...15 пФ легко справится с устранением данного паразитного эффекта без существенного влияния на коэффициент нелинейных искажений усилителя. Цепочка ПОС (С5, R9, R10), идущая с выхода усилителя, служит не столько для повышения коэффициента усиления УНЧ, сколько выступает в качестве источника вольтодобавки питания предоконечного каскада на транзисторе Т2. Эта цепь как бы увеличивает (посредством выходного сигнала) напряжение питания каскада, что позволяет снять с него амплитуду бОльшую, чем без ПОС. А это в свою очередь позволяет значительно повысить максимальную неискажённую выходную мощность и КПД усилителя. Итого, что же у нас получилось в сухом остатке? Основные параметры усилителя: На самом деле, приведённые выше характеристики не будут стоить и плевка, если спектральный состав гармоник выхода
окажется таким же неблагообразным, как у навороченных изделий с длинными и глубокими ООС, диф. каскадами и прочими
схемотехническими излишествами, негативно влияющими на звук. |