Схема и описание работы примочки BOSS Blues Driver BD-2
Блюзовый овердрайв своими руками. Подробный разбор схемы и поблочной работы популярной гитарной педали перегруза
Как написано в большинстве обзоров, посвящённых гитарной педали Boss BD-2 Blues Driver, перегруз выдаёт «тёплый и мягкий саунд с характерной грязноватостью,
который может изменяться в широких пределах – от овердрайва до дисторшна.
"Примочка" превосходно "ловит" динамические оттенки звукоизвлечения: при тихой игре гитара звучит чисто и прозрачно, перерастая в мощные искажения
при активных ударах медиатора».
Ну что ж, по большому счёту всё так и есть – у педали довольно мягкий, блюзовый винтажный звук, большой запас гейна, позволяющий при максимальном
повороте ручки гейна превратить овер в дисторшн также незлобный и относительно мягкий.
Особенность звучания Boss BD-2, выгодно отличающая его от большинства выпускаемых овердрайвов и "грелок", заключается в схемотехнике устройства, а
конкретно – в отказе от повсеместного использования операционников в пользу дискретных полевых транзисторов.
За время своего существования Boss Blues Driver BD-2 использовался широким кругом музыкантов, включая Майка Маккриди из Pearl Jam, Билли Джо Армстронга
из Green Day, Джо Бонамассу и прочих. Чтобы понять, что делает эту педаль по-настоящему востребованной, давайте углубимся в некоторые схемотехнические детали.
Рис.1 Схема гитарной педали BOSS Blues Driver BD-2
Приведённая на Рис.1 схема – это схема клона BD-2 с сайта http://gaussmarkov.net, модернизированная под пассивный обход. При этом все элементы данной схемы,
отвечающие за звук, имеют "оригинальные" значения.
Первый каскад усиления на транзисторах Q10, Q11, Q9 представляет собой некий аналог операционного усилителя, неинвертирующий вход которого подключен
ко входу примочки, а инвертирующий – к цепи отрицательной обратной связи (ООС).
ООС – это частотно-зависимая цепочка, состоящая из потенциометра VR1A, резисторов
R29, R31 и конденсатора C22. Усиление каскада изменяется посредством VR1A в диапазоне 10...100 раз. Спад АЧХ на 80Гц
составляет около 16 дБ по отношению к частоте 1 кГц (т. е. амплитуда на 80 Гц подавляется 6 раз по отношению к 1 кГц).
После первой ступени усиления следует цепь дополнительного формирования АЧХ (C26, C34, C35, R36, R37, R50, R51), идентичная классическим регуляторам тембра в
устройствах Fender или Marshall, низкие частоты у которых установлены на полную мощность, а средние и высокие – на минимум.
Данная цепочка обладает довольно сильным затуханием, поэтому диодный ограничитель (D7...D10) практически остаётся незадействованным и при его удалении
разница в звучании будет совсем несущественной.
Далее следует второй каскад усиления (Q12...Q14), аналогичный первому, но со спадом АЧХ на 80 Гц – всего 4дБ. Именно здесь формируется основная часть искажений.
Зачастую для получения большей "жирности" номинал конденсатора С24 повышается до 2.2 МкФ.
Регулятор высоких частот выполнен на элементах R26, C17, C19, C100, C101, VR2.
Операционный усилитель IC1 с обвесом представляет собой схему однополосного эквалайзера, усиливающего низкие частоты. Эквалайзер построен на основе
гиратора (электронного эквивалента катушки индуктивности) на транзисторе Q7 с резонансной частотой около 120 Гц.
В данной гитарной примочке можно использовать любые полевые n-jfet транзисторы с нормированным коэффициентом шума и напряжением отсечки менее 1 В.
Идеальным выбором будут малошумящие 2SK170 или 2sk117. Транзисторы в каждом каскаде желательно подобрать по парам с близкими напряжениями отсечки.
Биполярные транзисторы также могут быть любыми маломощными, малошумящими с высоким ꞵ p-n-p транзисторами типа BC557, КТ3107 и т. д.
|