Автоматическое зарядное устройство автомобильных АКБ
Простая тиристорная схема зарядки для 12 В свинцово-кислотных аккумуляторов
Это зарядное устройство предназначено для зарядки любых свинцово-кислотных аккумуляторов напряжением 12 В, включая АКБ с жидким электролитом, а также AGM, и
GEL (гелевые) аккумуляторы. Оно полностью автоматическое и будет обеспечивать ток заряда около 4 А до тех пор, пока напряжение аккумулятора не достигнет заданного
значения, при котором ЗУ переключится в режим плавающего заряда с очень низким током. Если напряжение аккумулятора снова упадет, зарядное устройство начнет выдавать заряд до тех пор, пока напряжение снова не достигнет точки отключения. Таким образом, эту зарядку можно оставлять подключенной к аккумулятору на
неопределенный срок, чтобы обеспечивать полный заряд, не вызывая повреждений.
Светодиодный индикатор указывает, что аккумулятор полностью заряжен.
Рис.1 Схема автоматического ЗУ для АКБ с тиристорной регулировкой
Элемент |
Колич. |
Описание |
Замена |
R1, R3 | 2 | Резистор 330 Ом, 1/4 Вт | |
R2 | 1 | Потенциом. 100 Ом, 1/4 Вт | |
R4, R5, R7, R8 | 4 | Резистор 82 Ом, 2 Вт | |
R6 | 1 | Резистор 100 Ом 1/4 Вт | |
R9 | 1 | Резистор 1 кОм 1/4 Вт | |
C1 | 1 | Электролит. конденсатор 220 мкФ, 25 В | |
D1 | 1 | Диод P600 | Любой на 50 В, 5 А и выше |
D2 | 1 | Диод 1N4004 | 1N4002,1N4007 |
D3 | 1 | Стабилитрон 5,6 В | |
D4 | 1 | Светодиод (любой цвет) | |
Q1 | 1 | BT136 Симистор | |
Q2 | 1 | BRX49 SCR | |
T1 | 1 | Трансформатор 12В 4А | See Notes |
F1 | 1 | 3A Предохранитель | |
S1 | 1 | SPST-переключатель, 5 А | |
РАЗНОЕ | 1 | Провод, плата, радиатор для U1, корпус, зажимы типа «крокодил» для выхода, держатель предохранителя |
1. R2 необходимо будет отрегулировать, чтобы установить правильное напряжение окончательного заряда. Залитые и гелевые аккумуляторы обычно заряжаются до
напряжения 13,8В. Если вы используете аккумулятор (AGM или гелевый), то производители аккумуляторов обычно рекомендуют напряжение от 14,5 В до 14,9 В.
Чтобы настроить зарядное устройство, установите регулятор потенциометра посередине, включите зарядное устройство, а затем подключите аккумулятор к его выходу.
Контролируйте заряд с помощью вольтметра, пока батарея не достигнет нужного конечного напряжения, а затем подкрутите потенциометр до тех пор, пока светодиод не
загорится ровным светом. Зарядное устройство установлено. Чтобы зарядить несколько типов батарей, вы можете установить регулятор на передней части корпуса и
отметить каждое положение соответствующим напряжением.
2. Для Q1 понадобится радиатор. Если схема смонтирована в корпусе, то может потребоваться небольшой вентилятор, который может питаться непосредственно от
выхода D1.
3. Т1 – это трансформатор с первичным напряжением, соответствующим вашей сети (120 В, 220 В и т. д.), и вторичным напряжением около 12 В переменного тока.
Использование вторичной обмотки с более высоким напряжением (16...18 В) позволит заряжать аккумуляторы напряжением 16 В, которые иногда используются в
спортивных приложениях.
4. Если ЗУ обесточено, аккумулятор следует отсоединить от выхода, иначе схема будет медленно разряжать аккумулятор.
Источник – personal website of Aaron Cake (ссылка на страницу).
|