В чём преимущества DM-5, и как сделать одну из лучших примочек дилэев на ИМС PT2399 для гитары и вокала своими руками?
Педаль Yerasov Delay DM-5 заслужено считается одной из лучших примочек дилэев, выполненных на микросхеме PT2399.
Главная плодотворная дебютная идея разработчиков устройства состояла в желании минимизировать довольно высокий уровень нелинейных искажений, вносимых
микросхемой, особенно при формировании задержек, близких к максимальным. И что радует – с этой задачей отечественный производитель справился довольно таки
успешно.
Проблему искажений удалось решить применением не одной, а двух микросхем PT2399, что позволило каждой из них работать с более высокими тактовыми частотами,
а соответственно, и с меньшими уровнями нелинейных искажений.
Дальнейшие модификации дилэя DM-5, такие как: DM-6, DM-60, схематически и функционально являются практически идентичной копией DM-5 и отличаются лишь размерами,
комплектующими и некоторыми несущественными дополнительными функциями.
Педаль Yerasov Delay DM-5 осуществляет эффект цифровой задержки входного сигнала от 40 до 640 миллисекунд и имеет на борту 3 регулятора звука: REPEAT RATE
(время задержки), ECHO (уровень громкости повторов), INTENSITY (количество затухающих повторов). DM-5 разработана для работы с электрогитарой, однако
с не меньшим успехом подойдёт для других инструментов и вокала.
Delay DM-5 (как и большинство подобных устройств) потребляет от источника питания значительный ток, поэтому запитывать примочку желательно от сетевого адаптера.
Скачать архив, содержащий полную принципиальную схему и печатную плату стокового Delay DM-5, можно по ссылке –
скачать архив.
А мы же здесь (для удобства восприятия) приведём часть схемы, которая отвечает за звук и не отягощена элементами электронной коммутации, тем более что они
без всякого ущерба могут быть выполнены на классических механических переключателях.
Рис.1 Схема части дилэя Yerasov Delay DM-5, отвечающей за звук
Надо сказать, что разработчики DM-5 подошли к решению вопроса по уменьшению искажений дилэя со знанием дела. Не зря немецкая компания ENGL выпускает DM-60,
произведённый в России, под собственным брендом и ничуть этого не гнушается.
Так чем же, собственно, Yerasov Delay отличается от многих фабричных изделий, выполненных на PT2399, и что позволяет считать данную педаль одной из
лучших примочек, не сильно уступающей студийным дилэям?
Во-первых, входной каскад, выполненный на двух ОУ U1D и U1С, представляет собой не только повторитель напряжения с входным сопротивлением 470 кОм, но и фильтр
верхних частот (ФВЧ), пропускающий на выход частоты выше 1,5 кГц. Частоты ниже 1,5 кГц, дающие основной вклад в амплитуду гитарного (вокального) спектра сигнала,
ослабляются (вплоть до -13дБ на 100Гц), что позволяет аналого-цифровому преобразователю PT2399 работать без перегрузки и,
как результат, с меньшими искажениями.
А вот выходной усилитель U1А (он же сумматор прямого и задержанного сигнала) представляет собой фильтр нижних частот с характеристикой, обратной ФВЧ.
В его задачу, помимо суммирования, входит функция восстановления исходной АЧХ поступающего на вход сигнала.
Подобный подход (ФВЧ – до обработки, ФНЧ – после) позволяет уменьшить высокочастотные шумы, присущие практически любым простым устройствам
задержки. Причём, справедливости ради, надо отметить, что такое решение не является находкой Ерасовской компании, оно используется давно и его можно
встретить практически во всех Boss-овских дилэях и хорусах.
Цепочка на входе U4 (R22, R23, R24, C25, C26) образует фильтр нижних частот с частотой среза – около 7 кГц.
Общее время задержки дилэя представляет собой сумму задержек, формируемой двумя ИМС процессоров эхо-сигнала PT2399 – U3 и U4.
Управление временем задержки каждой из микросхем производится посредством источников тока, выполненных на транзисторах Q1 и Q2. Разные резисторы в эмиттерных
цепях транзисторов определяют разные токи, а соответственно, и разные тактовые частоты преобразователей ИМС. Это предотвращает возникновение комбинационных частот,
попадающих в звуковой частотный диапазон, что опять-таки способствует снижению общих искажений и шумов устройства.
С выхода линии задержки (через переменный резистор RV2) сигнал возвращается на вход. Положение потенциометра RV2 определяет глубину обратной связи,
а соответственно, и количество повторов реверберации.
Через переменный резистор RV3 сигнал с выхода линии задержки поступает на вход сумматора U1А. На второй вход сумматора поступает входной незадержанный сигнал.
Положение потенциометра RV3 определяет уровень громкости сигнала повторов дилэя по отношению к входному.
Как водится, не следует включать Delay до примочки перегруза. Какими бы относительно низкими шумами не обладали цифровые устройства задержки,
они по-любому ощутимо шумят, и все эти шумы будут многократно усилены вашими овердрайвами, уже не говоря о дисторшинах.
Отсюда императив: сначала перегруз – потом дилэй. Единственное о чём надлежит зорко бдить – это максимальная амплитуда сигнала, поступающая на вход
дилэя. Она не должна быть слишком высокой, чтобы не приводить к каким-либо ощутимым, то бишь слышимым искажениям.
А ниже приведём сравнительный обзор примочки Yerasov SCS DM-60 Delay от HardSound:
В чём преимущества DM-5, и как сделать одну из лучших примочек дилэев на ИМС PT2399 для гитары и вокала своими руками?
Педаль Yerasov Delay DM-5 заслужено считается одной из лучших примочек дилэев, выполненных на микросхеме PT2399.
Главная плодотворная дебютная идея разработчиков устройства состояла в желании минимизировать довольно высокий уровень нелинейных искажений, вносимых
микросхемой, особенно при формировании задержек, близких к максимальным. И что радует – с этой задачей отечественный производитель справился довольно таки
успешно.
Проблему искажений удалось решить применением не одной, а двух микросхем PT2399, что позволило каждой из них работать с более высокими тактовыми частотами,
а соответственно, и с меньшими уровнями нелинейных искажений.
Дальнейшие модификации дилэя DM-5, такие как: DM-6, DM-60, схематически и функционально являются практически идентичной копией DM-5 и отличаются лишь размерами,
комплектующими и некоторыми несущественными дополнительными функциями.
Педаль Yerasov Delay DM-5 осуществляет эффект цифровой задержки входного сигнала от 40 до 640 миллисекунд и имеет на борту 3 регулятора звука: REPEAT RATE
(время задержки), ECHO (уровень громкости повторов), INTENSITY (количество затухающих повторов). DM-5 разработана для работы с электрогитарой, однако
с не меньшим успехом подойдёт для других инструментов и вокала.
Delay DM-5 (как и большинство подобных устройств) потребляет от источника питания значительный ток, поэтому запитывать примочку желательно от сетевого адаптера.
Скачать архив, содержащий полную принципиальную схему и печатную плату стокового Delay DM-5, можно по ссылке –
скачать архив.
А мы же здесь (для удобства восприятия) приведём часть схемы, которая отвечает за звук и не отягощена элементами электронной коммутации, тем более что они
без всякого ущерба могут быть выполнены на классических механических переключателях.
Рис.1 Схема части дилэя Yerasov Delay DM-5, отвечающей за звук
Надо сказать, что разработчики DM-5 подошли к решению вопроса по уменьшению искажений дилэя со знанием дела. Не зря немецкая компания ENGL выпускает DM-60,
произведённый в России, под собственным брендом и ничуть этого не гнушается.
Так чем же, собственно, Yerasov Delay отличается от многих фабричных изделий, выполненных на PT2399, и что позволяет считать данную педаль одной из
лучших примочек, не сильно уступающей студийным дилэям?
Во-первых, входной каскад, выполненный на двух ОУ U1D и U1С, представляет собой не только повторитель напряжения с входным сопротивлением 470 кОм, но и фильтр
верхних частот (ФВЧ), пропускающий на выход частоты выше 1,5 кГц. Частоты ниже 1,5 кГц, дающие основной вклад в амплитуду гитарного (вокального) спектра сигнала,
ослабляются (вплоть до -13дБ на 100Гц), что позволяет аналого-цифровому преобразователю PT2399 работать без перегрузки и,
как результат, с меньшими искажениями.
А вот выходной усилитель U1А (он же сумматор прямого и задержанного сигнала) представляет собой фильтр нижних частот с характеристикой, обратной ФВЧ.
В его задачу, помимо суммирования, входит функция восстановления исходной АЧХ поступающего на вход сигнала.
Подобный подход (ФВЧ – до обработки, ФНЧ – после) позволяет уменьшить высокочастотные шумы, присущие практически любым простым устройствам
задержки. Причём, справедливости ради, надо отметить, что такое решение не является находкой Ерасовской компании, оно используется давно и его можно
встретить практически во всех Boss-овских дилэях и хорусах.
Цепочка на входе U4 (R22, R23, R24, C25, C26) образует фильтр нижних частот с частотой среза – около 7 кГц.
Общее время задержки дилэя представляет собой сумму задержек, формируемой двумя ИМС процессоров эхо-сигнала PT2399 – U3 и U4.
Управление временем задержки каждой из микросхем производится посредством источников тока, выполненных на транзисторах Q1 и Q2. Разные резисторы в эмиттерных
цепях транзисторов определяют разные токи, а соответственно, и разные тактовые частоты преобразователей ИМС. Это предотвращает возникновение комбинационных частот,
попадающих в звуковой частотный диапазон, что опять-таки способствует снижению общих искажений и шумов устройства.
С выхода линии задержки (через переменный резистор RV2) сигнал возвращается на вход. Положение потенциометра RV2 определяет глубину обратной связи,
а соответственно, и количество повторов реверберации.
Через переменный резистор RV3 сигнал с выхода линии задержки поступает на вход сумматора U1А. На второй вход сумматора поступает входной незадержанный сигнал.
Положение потенциометра RV3 определяет уровень громкости сигнала повторов дилэя по отношению к входному.
Как водится, не следует включать Delay до примочки перегруза. Какими бы относительно низкими шумами не обладали цифровые устройства задержки,
они по-любому ощутимо шумят, и все эти шумы будут многократно усилены вашими овердрайвами, уже не говоря о дисторшинах.
Отсюда императив: сначала перегруз – потом дилэй. Единственное о чём надлежит зорко бдить – это максимальная амплитуда сигнала, поступающая на вход
дилэя. Она не должна быть слишком высокой, чтобы не приводить к каким-либо ощутимым, то бишь слышимым искажениям.
А ниже приведём сравнительный обзор примочки Yerasov SCS DM-60 Delay от HardSound: