Это нужно знать

Общий перечень всех схем находится на  этой странице



Схема и печатная плата дилэя Yerasov Delay DM-5

В чём преимущества DM-5, и как сделать одну из лучших примочек дилэев на ИМС PT2399 для гитары и вокала своими руками?

Педаль Yerasov Delay DM-5 заслужено считается одной из лучших примочек дилэев, выполненных на микросхеме PT2399.
Главная плодотворная дебютная идея разработчиков устройства состояла в желании минимизировать довольно высокий уровень нелинейных искажений, вносимых микросхемой, особенно при формировании задержек, близких к максимальным. И что радует – с этой задачей отечественный производитель справился довольно таки успешно.
Проблему искажений удалось решить применением не одной, а двух микросхем PT2399, что позволило каждой из них работать с более высокими тактовыми частотами, а соответственно, и с меньшими уровнями нелинейных искажений.

Дальнейшие модификации дилэя DM-5, такие как: DM-6, DM-60, схематически и функционально являются практически идентичной копией DM-5 и отличаются лишь размерами, комплектующими и некоторыми несущественными дополнительными функциями.

Педаль Yerasov Delay DM-5 осуществляет эффект цифровой задержки входного сигнала от 40 до 640 миллисекунд и имеет на борту 3 регулятора звука: REPEAT RATE (время задержки), ECHO (уровень громкости повторов), INTENSITY (количество затухающих повторов). DM-5 разработана для работы с электрогитарой, однако с не меньшим успехом подойдёт для других инструментов и вокала.

Delay DM-5 (как и большинство подобных устройств) потребляет от источника питания значительный ток, поэтому запитывать примочку желательно от сетевого адаптера.

Скачать архив, содержащий полную принципиальную схему и печатную плату стокового Delay DM-5, можно по ссылке – скачать архив.

А мы же здесь (для удобства восприятия) приведём часть схемы, которая отвечает за звук и не отягощена элементами электронной коммутации, тем более что они без всякого ущерба могут быть выполнены на классических механических переключателях.


Рис.1 Схема части дилэя Yerasov Delay DM-5, отвечающей за звук

Надо сказать, что разработчики DM-5 подошли к решению вопроса по уменьшению искажений дилэя со знанием дела. Не зря немецкая компания ENGL выпускает DM-60, произведённый в России, под собственным брендом и ничуть этого не гнушается.

Так чем же, собственно, Yerasov Delay отличается от многих фабричных изделий, выполненных на PT2399, и что позволяет считать данную педаль одной из лучших примочек, не сильно уступающей студийным дилэям?

Во-первых, входной каскад, выполненный на двух ОУ U1D и U1С, представляет собой не только повторитель напряжения с входным сопротивлением 470 кОм, но и фильтр верхних частот (ФВЧ), пропускающий на выход частоты выше 1,5 кГц. Частоты ниже 1,5 кГц, дающие основной вклад в амплитуду гитарного (вокального) спектра сигнала, ослабляются (вплоть до -13дБ на 100Гц), что позволяет аналого-цифровому преобразователю PT2399 работать без перегрузки и, как результат, с меньшими искажениями.
А вот выходной усилитель U1А (он же сумматор прямого и задержанного сигнала) представляет собой фильтр нижних частот с характеристикой, обратной ФВЧ. В его задачу, помимо суммирования, входит функция восстановления исходной АЧХ поступающего на вход сигнала.
Подобный подход (ФВЧ – до обработки, ФНЧ – после) позволяет уменьшить высокочастотные шумы, присущие практически любым простым устройствам задержки. Причём, справедливости ради, надо отметить, что такое решение не является находкой Ерасовской компании, оно используется давно и его можно встретить практически во всех Boss-овских дилэях и хорусах.

Цепочка на входе U4 (R22, R23, R24, C25, C26) образует фильтр нижних частот с частотой среза – около 7 кГц.

Общее время задержки дилэя представляет собой сумму задержек, формируемой двумя ИМС процессоров эхо-сигнала PT2399 – U3 и U4.
Управление временем задержки каждой из микросхем производится посредством источников тока, выполненных на транзисторах Q1 и Q2. Разные резисторы в эмиттерных цепях транзисторов определяют разные токи, а соответственно, и разные тактовые частоты преобразователей ИМС. Это предотвращает возникновение комбинационных частот, попадающих в звуковой частотный диапазон, что опять-таки способствует снижению общих искажений и шумов устройства.

С выхода линии задержки (через переменный резистор RV2) сигнал возвращается на вход. Положение потенциометра RV2 определяет глубину обратной связи, а соответственно, и количество повторов реверберации.
Через переменный резистор RV3 сигнал с выхода линии задержки поступает на вход сумматора U1А. На второй вход сумматора поступает входной незадержанный сигнал. Положение потенциометра RV3 определяет уровень громкости сигнала повторов дилэя по отношению к входному.

Как водится, не следует включать Delay до примочки перегруза. Какими бы относительно низкими шумами не обладали цифровые устройства задержки, они по-любому ощутимо шумят, и все эти шумы будут многократно усилены вашими овердрайвами, уже не говоря о дисторшинах.
Отсюда императив: сначала перегруз – потом дилэй. Единственное о чём надлежит зорко бдить – это максимальная амплитуда сигнала, поступающая на вход дилэя. Она не должна быть слишком высокой, чтобы не приводить к каким-либо ощутимым, то бишь слышимым искажениям.

А ниже приведём сравнительный обзор примочки Yerasov SCS DM-60 Delay от HardSound:





 

Главная страница | Наши разработки | Полезные схемы | Это нужно знать | Вопросы-ответы | Весёлый перекур
© 2017 Vpayaem.ru   All Rights Reserved

     
     

Схема и печатная плата дилэя Yerasov Delay DM-5

В чём преимущества DM-5, и как сделать одну из лучших примочек дилэев на ИМС PT2399 для гитары и вокала своими руками?

Педаль Yerasov Delay DM-5 заслужено считается одной из лучших примочек дилэев, выполненных на микросхеме PT2399.
Главная плодотворная дебютная идея разработчиков устройства состояла в желании минимизировать довольно высокий уровень нелинейных искажений, вносимых микросхемой, особенно при формировании задержек, близких к максимальным. И что радует – с этой задачей отечественный производитель справился довольно таки успешно.
Проблему искажений удалось решить применением не одной, а двух микросхем PT2399, что позволило каждой из них работать с более высокими тактовыми частотами, а соответственно, и с меньшими уровнями нелинейных искажений.

Дальнейшие модификации дилэя DM-5, такие как: DM-6, DM-60, схематически и функционально являются практически идентичной копией DM-5 и отличаются лишь размерами, комплектующими и некоторыми несущественными дополнительными функциями.

Педаль Yerasov Delay DM-5 осуществляет эффект цифровой задержки входного сигнала от 40 до 640 миллисекунд и имеет на борту 3 регулятора звука: REPEAT RATE (время задержки), ECHO (уровень громкости повторов), INTENSITY (количество затухающих повторов). DM-5 разработана для работы с электрогитарой, однако с не меньшим успехом подойдёт для других инструментов и вокала.

Delay DM-5 (как и большинство подобных устройств) потребляет от источника питания значительный ток, поэтому запитывать примочку желательно от сетевого адаптера.

Скачать архив, содержащий полную принципиальную схему и печатную плату стокового Delay DM-5, можно по ссылке – скачать архив.

А мы же здесь (для удобства восприятия) приведём часть схемы, которая отвечает за звук и не отягощена элементами электронной коммутации, тем более что они без всякого ущерба могут быть выполнены на классических механических переключателях.


Рис.1 Схема части дилэя Yerasov Delay DM-5, отвечающей за звук

Надо сказать, что разработчики DM-5 подошли к решению вопроса по уменьшению искажений дилэя со знанием дела. Не зря немецкая компания ENGL выпускает DM-60, произведённый в России, под собственным брендом и ничуть этого не гнушается.

Так чем же, собственно, Yerasov Delay отличается от многих фабричных изделий, выполненных на PT2399, и что позволяет считать данную педаль одной из лучших примочек, не сильно уступающей студийным дилэям?

Во-первых, входной каскад, выполненный на двух ОУ U1D и U1С, представляет собой не только повторитель напряжения с входным сопротивлением 470 кОм, но и фильтр верхних частот (ФВЧ), пропускающий на выход частоты выше 1,5 кГц. Частоты ниже 1,5 кГц, дающие основной вклад в амплитуду гитарного (вокального) спектра сигнала, ослабляются (вплоть до -13дБ на 100Гц), что позволяет аналого-цифровому преобразователю PT2399 работать без перегрузки и, как результат, с меньшими искажениями.
А вот выходной усилитель U1А (он же сумматор прямого и задержанного сигнала) представляет собой фильтр нижних частот с характеристикой, обратной ФВЧ. В его задачу, помимо суммирования, входит функция восстановления исходной АЧХ поступающего на вход сигнала.
Подобный подход (ФВЧ – до обработки, ФНЧ – после) позволяет уменьшить высокочастотные шумы, присущие практически любым простым устройствам задержки. Причём, справедливости ради, надо отметить, что такое решение не является находкой Ерасовской компании, оно используется давно и его можно встретить практически во всех Boss-овских дилэях и хорусах.

Цепочка на входе U4 (R22, R23, R24, C25, C26) образует фильтр нижних частот с частотой среза – около 7 кГц.

Общее время задержки дилэя представляет собой сумму задержек, формируемой двумя ИМС процессоров эхо-сигнала PT2399 – U3 и U4.
Управление временем задержки каждой из микросхем производится посредством источников тока, выполненных на транзисторах Q1 и Q2. Разные резисторы в эмиттерных цепях транзисторов определяют разные токи, а соответственно, и разные тактовые частоты преобразователей ИМС. Это предотвращает возникновение комбинационных частот, попадающих в звуковой частотный диапазон, что опять-таки способствует снижению общих искажений и шумов устройства.

С выхода линии задержки (через переменный резистор RV2) сигнал возвращается на вход. Положение потенциометра RV2 определяет глубину обратной связи, а соответственно, и количество повторов реверберации.
Через переменный резистор RV3 сигнал с выхода линии задержки поступает на вход сумматора U1А. На второй вход сумматора поступает входной незадержанный сигнал. Положение потенциометра RV3 определяет уровень громкости сигнала повторов дилэя по отношению к входному.

Как водится, не следует включать Delay до примочки перегруза. Какими бы относительно низкими шумами не обладали цифровые устройства задержки, они по-любому ощутимо шумят, и все эти шумы будут многократно усилены вашими овердрайвами, уже не говоря о дисторшинах.
Отсюда императив: сначала перегруз – потом дилэй. Единственное о чём надлежит зорко бдить – это максимальная амплитуда сигнала, поступающая на вход дилэя. Она не должна быть слишком высокой, чтобы не приводить к каким-либо ощутимым, то бишь слышимым искажениям.

А ниже приведём сравнительный обзор примочки Yerasov SCS DM-60 Delay от HardSound:





  ==================================================================