Транзисторный усилитель для гитары с выходной мощностью 100Вт
Усиление сигнала с учётом всех характерных особенностей гитарного тракта
Виктор Кемпф – человек далеко не последний в сегменте корифеев-схемотехников, занимающихся проектированием устройств обработки
гитарного звука.
Его разработки положены в основу музыкального оборудования, выпускаемого компанией АМТ, а статьи, посвящённые использованию полевых
транзисторов в дисторшенах и овердрайвах, широко известны в узких кругах заядлых самопальщиков гитарных прибамбасов.
На данную схему я наткнулся совершенно случайно, находясь где-то глубоко в недрах сайта http://media.amt-sales.com/. А поскольку, с
одной стороны, я достаточно уважительно отношусь к автору разработки, а с другой – всегда жалко незаслуженно пропадающее "добро", то
помещу-ка я сюда случайно найденную схему вкупе с полным авторским описанием.
ТРАНЗИСТОРНЫЙ ГИТАРНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ
Возвращение к истокам бывает порой чрезвычайно полезным. Более того, простота и изящность некоторых старых схем нередко просто
завораживает. И, смотря на нагромождение транзисторов в усилителях наших дней, невольно закрадывается мысль – а оно надо?
Особенно назойливо такая мысль возникает в контексте гитарного усиления, которое, как известно, обладает выраженной спецификой:
гитаристам плевать на коэффициент гармоник, на демпинг-фактор, на сверхширокую полосу частот.
Типичный ламповый гитарный двухтактник, например, при мощностях, близким к максимальным, имеет до 10% и более гармонических искажений,
полосу частот в лучшем случае до 20кГц. А уж демпфирование порой вообще настолько мизерно, что усилитель предлагает динамической головке
самой болтаться в своих резонансах, мало вмешиваясь в этот музыкальный процесс.
А ведь старые транзисторные схемы, при всей их примитивности и неидеальности, тоже прекрасно вписываются в общую концепцию гитарного
звука, и после яркого осознания этого факта был «разработан» 100-ваттный вариант усилителя на пяти широко распространенных транзисторах
по схемотехнике 40-летней давности.
В основу схемы лег усилитель из журнала Радио, 1976. Анализ схемы позволил сделать вывод, что она прекрасно должна справляться
с усилением и гитарного сигнала с учетом всех характерных особенностей гитарного тракта.
Выходная мощность 100Вт (при Кг 10% и отсутствии ограничения по питанию) на нагрузке 8 Ом обеспечивается однополярным напряжением
питания +85 В (2А).
Для получения высокого входного сопротивления (1МОм) входной каскад выполнен на полевом транзисторе Т1. Включение Т2 по схеме с общей
базой устранило эффект Миллера, уменьшив входную динамическую ёмкость каскада на Т1 и, главное, расширило диапазон питания каскадов
Т1-Т2.
Основное усиление осуществляет каскад на транзисторе Т3, нагруженный на источник тока R7, R8, С3 по схеме следящей связи. Кроме того,
резистор R8 совместно с резистором R6 образует общую ООС.
На транзисторах Т4, Т5 собран двухтактный эмиттерный повторитель. Ток покоя повторителя составляет 150-200мА (класс АВ), что при нагрузке
8 Ом исключает отсечку тока и искажения, свойственные классу В.
Для увеличения выходного сопротивления в усилитель введена токовая обратная связь через нагрузку и резистор R9. С увеличением номинала
этого резистора увеличивается и выходное сопротивление усилителя.
Цепь С2, R4 выполняет функцию, аналогичную цепи Presence в ламповых усилителях. В связи с тем, что найти низкоомный переменный резистор
на 22..47Ом проблематично, R4 выбран по вкусу и цепь выполнена нерегулируемой. При желании возможна реализация ступенчатой регулировки.
© AMT Electronics
© Victor Kampf
05.06.2012
|