Графические эквалайзеры
Онлайн расчёт фильтров эквалайзера
Не буду я описывать все страдания продвинутых аудиофилов по поводу необходимости (или, наоборот, вредоносности) использования этих девайсов в
составе высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры.
Пока братва дискутирует, современные производители дорогих многоканальных ресиверов всё чаще снабжают их встроенными эквалайзерами и
регуляторами фаз, которые в купе с выносным микрофоном производят анализ всех параметров воспроизведения звука в конкретном помещении
и автоматически выполняют все нужные коррекции для обеспечения наилучшего звучания.
А звукорежиссёры - виртуозы кнопок, фейдеров и крутилок? Они давно как оприходовали многоканальные эквалайзеры для обеспечения настройки
звука в студиях и концертных залах, имея целью ослабление влияния особенностей используемого помещения на звук.
Тут важно понимать, что эквалайзер не является продвинутым регулятором тембра, его главное предназначение - скорректировать
неравномерности АЧХ помещений и акустических систем. Скорректировали, возрадовались радостью весьма великою и забыли.
В этой статье мы поведём речь о графических эквалайзерах, есть ещё параметрические, но о них как-нибудь в другой раз.
Итак, преимущества графических эквалайзеров:
- Простое и быстрое воздействие на спектр.
- Одновременное изменение АЧХ разных участков спектра, как в плюс, так и в минус.
- Удобство применения и графическая наглядность.
Центральные частоты полосовых фильтров графического эквалайзера обычно равномерно распределены по октавным интервалам.
Существуют эквалайзеры с "шагом" в одну октаву, половину, треть или одну шестую октавы.
Никто не запрещает сделать это шаг и две, а то и больше октав, но это уже будет больше похоже на многополосный регулятор
тембра.
Что нам нужно знать в первую очередь при расчёте полосовых фильтров графического эквалайзера, после того, как мы определились
с общим частотным диапазоном, обрабатываемым устройством, и количеством полос?
Добротность фильтров! Этот параметр в большинстве схем, увиденных мной в интернете, посчитан от вольного. Так, в наиболее
популярных среди радиолюбителей 10-ти полосных октавных эквалайзерах значение этой добротности, в зависимости от источника, принимало
замысловатые значения от 1 до 2, а ведь в умных книжках чёрным по белому написано Q=√ K/(K-1),
где К=21/M, а М - количество частотных полос на октаву. Для октавных фильтров М=1, подставляем,
делим и получаем Q=1,41.
Так вот, для того чтобы не допускать подобных просчётов, а заодно и филигранно уложить наши полосовые фильтры в заданный частотный
диапазон, весьма полезной окажется приведённая ниже программа.
Обратите внимание, что значения частот вводятся и выводятся в герцах, поэтому если Вы хотите указать 20кГц, надо вводить цифру 20000.
Онлайн расчёт графического эквалайзера
Приведённый калькулятор подойдёт для расчёта любых полосовых фильтров графических эквалайзеров, независимо от схемотехнических изысков -
хоть на операционных усилителях, хоть на LC контурах.
Калькулятор для расчёта активных полосовых фильтров на ОУ находится на странице ссылка на страницу.
А для полноты картины я всё же приведу несколько устройств, и начну с простого как ситцевые трусы, но проверенного временем
10-полосного эквалайзера.
|