![]() |
![]() |
Виды нелинейных искаженийОдносигнальные гармонические искажения, интермодуляционные искажения, коммутационные искажения, тепловые искажения – что это такое и как с этим бороться? Искажения сигнала определяются как любые отклонения сигнала, при которых его форма отличается от идеальной в рамках функций, заданных
системе его обработки.
![]() ![]() Рис.2 Пример симметричных искажений: ограничение сигнала (насыщение) слева, искажения типа «ступенька» справа В данном разделе мы рассмотрели гармонические искажения при подаче на вход одночастотного синусоидального сигнала. В реальном же звукоряде присутствует масса различных частот, спектр и амплитуда которых постоянно изменяется во времени. Поэтому переходим к следующему пункту нашей программы: 2. Интермодуляционные искажения Интермодуляционные искажения (ИМИ, IMD) – это подвид нелинейных искажений, приводящих к возникновению комбинационных частот, являющимися суммой и разностью основных и гармонических частот входных сигналов. Например, при подаче на вход устройства двух сигналов 400Гц и 4кГц возникают интермодуляционные частоты: 4.4 кГц (400 Гц плюс 4 кГц) и 3.6 кГц (4 кГц минус 400 Гц). Эти продукты интермодуляции взаимодействуют друг с другом, создавая практически бесконечный ряд частотных составляющих, но основное внимание, в большинстве случаев, обращается на интермодуляционные продукты 2-го и 3-го порядков (Рис.3). ![]() Рис.3 Частотное распределение IMD второго и третьего порядков Такие комбинационные частоты не соотносятся с основными тонами музыкального сигнала и за счёт этого привносят в него диссонансный фоновый шум, заметный даже при низких уровнях ИМИ (если сравнивать с теми же уровнями гармонических искажений). На практике для числовой оценки интермодуляционных искажений (IMD) используют коэффициенты, вычисляемые при подаче на вход устройства двух гармонических сигналов f1 и f2 с равными амплитудами. Коэффициент интермодуляционных искажений 2-го порядка определяется как отношение амплитуды комбинационной составляющей f2 ± f1, к амплитуде одного из входных сигналов. Коэффициент ИМИ 3-го порядка – как отношение амплитуды комбинационной составляющей 2∙f2 – f1 (или 2∙f1 – f2) к амплитуде одного из этих сигналов на входе. Обычно эти коэффициенты выражаются в относительных единицах (дБс), т. е. – децибелах относительно несущей. В аудио технике интермодуляционные искажения, как правило, не разделяются по порядкам, а определяются как среднеквадратичное (RMS) значение различных суммарно-разностных сигналов в процентах от среднеквадратичного напряжения исходного (входного) сигнала. При этом единого стандарта на частоты измерительных сигналов не существует: это могут быть и два сигнала с частотами 60 Гц и 7 кГц с соотношением амплитуд 4: 1 (по стандарту SMPTE) и многие другие стандарты, использующие другие частоты и соотношения амплитуд. Наиболее простым в реализации является двухтональный анализ с частотами сигналов 19кГц и 20кГц одинакового уровня и последующим измерением уровня разностной частоты 1кГц. Наиболее сложным – мультичастотный метод с подачей многотонального сигнала с оптимизированными коэффициентами амплитуды. Никто не отменял и субъективную оценку, при которой характеристики устройства определяются группой экспертов по результатам прослушивания звучания различных тестовых композиций. Причём такая методика оценки (наряду с многотональной) на сегодняшний день признаётся одной из самых эффективных. Для снижения любых видов нелинейных искажений необходимо не так уж и много: 1. Тщательная схемотехническая проработка каждого из каскадов, входящих в состав устройства, включая выбор оптимальных режимов работы по постоянному току и введение местных ООС для снижения THD и IMD каждой ступени усиления. 2. Использование качественных компонентов с паспортными характеристиками, с запасом удовлетворяющими выполнению поставленных задач. 3. И уже на самом завершающем этапе – введение (при необходимости) общей ООС, дополнительно снижающей итоговое значение искажений до необходимого уровня. Чем меньшее количество каскадов охватит эта ОООС и чем меньше будет её глубина, тем будет лучше с точки зрения звучания аппаратуры и её "устойчивости". 3. Коммутационные искажения Одним из видов искажений, свойственных двухтактным усилителям классов В и АВ, являются коммутационные (переключательные) искажения (КИ), возникающие в транзисторах выходного каскада в моменты перехода сигнала через «0», т. е. при смене активного усилительного плеча при прохождении верхней/нижней «полуволны» выходного напряжения (Рис.4). ![]() ![]() Рис.4 Коммутационные искажения при переходе сигнала через «0» Возьмем центральный участок. В момент перехода напряжения через ноль ток нижнего транзистора (красный график) уменьшается, но недостаточно быстро – верхний транзистор начинает открываться раньше, чем успел рассосаться заряд из нижнего. Как следствие – существует незначительное время, когда оба транзистора находятся в проводящем состоянии, что приводит к появлению выбросов тока, приводящих к дополнительному увеличению величины гармоник высшего порядка. Существуют различные способы предупреждения КИ, в частности, использование особого режима работы двухтактного оконечного каскада УМЗЧ с постоянным сквозным током, воплощённый, к примеру, в усилителе DA-A30 фирмы Mitsubishi. Также для снижения КИ вводят и специальные цепи, обеспечивающие плавную отсечку эмиттерного тока транзисторов выходного каскада. В этом случае время разряда диффузионной ёмкости увеличивается, и условий для возникновения короткого и значительного по амплитуде импульса не создается. Кстати, у выходных каскадов, работающих в классе А, проблем с коммутационными искажениями не возникает, как, впрочем, и у однотактных устройств. 4. Тепловые искажения Тепловые искажения – это изменения, вносимые в сигнал при прохождении его через электрическую цепь (или полупроводниковый прибор), обусловленные тепловым воздействием самого сигнала (тока) на термочувствительные параметры цепи. В полупроводниках рост температуры кристалла под действием протекающего тока сигнала вызывает изменение таких параметров, как: прямое падение напряжения на диоде, напряжение база-эмиттер (затвор-исток), статический коэффициент передачи тока (крутизна) и др. Тепловые процессы имеют инерционный характер, обусловленный реальной теплоёмкостью кристалла и корпуса прибора. Поэтому электротепловые процессы в транзисторах не только приводят к изменениям мгновенных значений параметров, но и создают эффект "памяти" в электрических цепях и усилительных каскадах. Такая память проявляется как изменяющиеся во времени параметры после воздействия мощного сигнала: смещение рабочей точки, изменение коэффициента передачи, сдвиг постоянной составляющей сигнала. Эти процессы, в свою очередь, неизбежно приводят к искажениям сигнала, ухудшающим качество воспроизводимого звука. При этом обычная термостабилизация не способна заметно улучшить динамическую термостабильность каскадов из-за значительно большей инерционности тепловых процессов в устройстве по сравнению с постоянной времени тепловых процессов внутри полупроводникового прибора. Очевидно, что для снижения тепловых искажений, необходимо применение схемных решений: либо уменьшающих колебания температуры кристаллов приборов, либо минимизирующих их влияние на параметры усилителя. Такими решениями могут быть: — выбор режима термостабильной точки каскада на полевом транзисторе; — охват одного или нескольких усилительных каскадов ООС, выполненной на другом усилительном элементе, имеющем малые колебания мощности (и, следовательно, температуры) при воздействии сигнала; — взаимная компенсация тепловых искажений каскадов. И на этот раз отметим, что у выходных каскадов, работающих в классе А, проблем с тепловыми искажениями, также как и с коммутационными, не возникает! 5. Линейные искажения (частотные и фазовые) Линейные искажения – это отклонения формы сложного гармонического или импульсного сигнала на выходе усилителя от формы сигнала на его входе, вызванные воздействием реактивных элементов (емкостных и индуктивных), а также влиянием инерционных свойств активных элементов. Линейные искажения в отличие от нелинейных не сопровождаются появлением в спектре сигнала новых гармонических составляющих. Форма сложного сигнала на выходе усилителя, работающего в линейном режиме, будет отличаться от входной только в том случае, если гармонические составляющие входного сигнала будут усиливаться в усилителе неодинаково, а также, если вносимые усилителем фазовые сдвиги будут различными для отдельных гармонических составляющих. Вызываемые указанными причинами изменения формы сигнала называют, соответственно, частотными и фазовыми искажениями. Но об этом мы подробно поговорим на следующей странице. Литература: 1. Vpayaem.ru – Коэффициенты нелинейных искажений. Перевод из дБ в % и наоборот 2. https://overclockers.ru/ – Усилитель: что мешает звучать правильно? (часть 1) 3. Радио, 2007, №9 – Транзисторный УМЗЧ с повышенной динамической термостабильностью
|