Применение операционных усилителей в звуковой аппаратуре
Особенности звучания операционных усилителей. Сравнительный анализ ОУ: качество передачи звука, уровень вносимых искажений, быстродействие
В рамках данной статьи мы не будем углубляться в вопросы "о вреде" или "пользе" использования операционных усилителей в составе
звуковых устройств, а будем исходить из того, что такая практика существует и весьма распространена как среди производителей радиоаппаратуры,
так и среди аудиофилов разных мастей.
Особенности схемотехнического построения устройств на ОУ уже давно известны и хорошо изучены, поэтому основным методом повышения качественных характеристик
звуковоспроизводящих узлов является правильный выбор типа прибора и его параметров в соответствии с закладываемыми требованиями к звучанию.
При этом важно понимать, что микросхемы разных наименований, пусть и с близкими электрическими показателями, будут звучать по-разному, поэтому
субъективную оценку влияния ОУ на звук также необходимо учитывать.
А для того чтобы было проще ориентироваться в широком ассортименте операционных усилителей, их особенностей и звучания, приведём таблицу
с описаниями и некоторыми характеристиками ОУ, так или иначе оптимизированных для работы в составе высококачественной звуковой аппаратуры.
Многие из приведённых операционников не сказать что сильно дёшевы и оттого довольно часто подвержены фальсификации, поэтому, дорогие друзья, будьте
бдительны – покупайте микросхемы исключительно в надёжных и проверенных местах.
ОУ |
Звучание |
THD, %, дБ |
Скор. нараст. |
Ku |
Микросхемы фирмы Texas Instruments |
OPA1602 OPA1604 |
Чистые высокие, воздушная середина, сцена ближе по сравнению с LME49860, плотный бас. Средние частоты
не столь динамичные как у LME49860, но переигрывают её своей музыкальностью и естественностью звучания |
0.00003 |
20 В/мкс |
120 дБ |
OPA1612 |
Звук точный и ровный с небольшим уклоном в басовый регистр, СЧ естественные, ВЧ собранные и детальные. Мало-шумящий ОУ, применяется
в профессиональном аудио-оборудовании, контрольно-измерительном оборудовании для аудиотехники, высококачественных AV-ресиверах. |
0.000015 |
27 В/мкс |
130 дБ |
OPA1622 |
По звуку напоминает OPA1612. Усилитель для профессионального оборудования с отличными показателями и выходной мощностью до 150 мВт.
Низкое энергопотребление 2,6 мА позволяют использовать его в смартфонах, планшетах, усилителях для наушников и внешних ЦАП |
-135 дБ |
10 В/мкс |
136 дБ |
OPA1642 |
Звучание по сравнению с OPA2134 еще более проработано во всём диапазоне, прекрасно отрабатывает перкуссионные инструменты, вокал, ударные,
смычковые, духовые |
0.00005 |
20 В/мкс |
134 дБ |
OPA1652 |
Звук точный. Представитель линейки SoundPLUS для высококлассных аудио устройств.
Широкий диапазон напряжений питания: от ±2.25 V до ±18 V |
0.00005 |
10 В/мкс |
114 дБ |
OPA1662 |
Звук точный и ровный с небольшим уклоном в басовый регистр, с ультра-низкими гармоническими искажениями. Представитель линейки
SoundPLUS для высококлассных аудио устройств. Диапазон напряжений питания: от ±1.5 V до ±18 V |
0.00006 |
17 В/мкс |
114 дБ |
OPA2134 OPA134 |
Звучание слегка смягченное, считается тёплым. Очень красиво удается середина, вокал, духовые инструменты, но очень тонкие нюансы
слегка смазываются. Популярный и недорогой, диапазон напряжений питания: от ±2.5 V до ±18 V |
0.00008 |
20 В/мкс |
120 дБ |
OPA2132 OPA132 |
Звук получше, чем OPA2134, более детальный, очень приятный на слух. Поддерживает нагрузку до 600 Ом |
0.00008 |
20 В/мкс |
130 дБ |
OPA2140 OPA2141 OPA140 OPA141 |
Прецизионные (отборные), малошумящие. OPA2141 немного точнее и менее шумные, по звучанию схожи с OPA1642 |
0.00005 |
20 В/мкс |
126 дБ |
OPA2211 OPA211 |
Звучание нейтральное, точный, детальный звук с отличным тональным балансом и разрешением. Прецизионный усилитель с
высоким динамическим диапазоном и чрезвычайно низким шумом |
0.000015 |
27 В/мкс |
136 дБ |
OPA2322 OPA322 |
По звучанию схожи с OPA2132. Rail-to-rail входы и выходы, диапазон напряжений однополярного питания: от 1.8 V до 5.5 V |
0.00005 |
10 В/мкс |
130 дБ |
OPA2604 OPA604 |
Прекрасное качество звука, сочное, детальное. Очень хороший контроль нижнего регистра. Отличный вокал без явных артефактов, ясность
звука выше, чем у LM4562. Низкий уровень шума обеспечивает широкий динамический диапазон даже при высоком импедансе источника.
Диапазон напряжений питания: от ±4.5 V до ±24 V |
0.0003 |
25 В/мкс |
100 дБ |
OP27 |
Звучание винтажное, «жирное», красиво звучит бас и вокал, немного теряются детали |
— |
2.8 В/мкс |
125 дБ |
OP275 |
Звук хороший, но немного смазан. При неинвертирующем включении необходимо подбирать сопротивление резистора обратной связи
пропорционально выходному сопротивлению предыдущего каскада, чтобы избежать роста искажений на частотах выше 1 кГц. |
0.0006 |
22 В/мкс |
104 дБ |
OP285 |
Отобранные по напряжению смещения (лучшие из) OP275 |
0.0006 |
22 В/мкс |
104 дБ |
TPA6120 |
Звук практически не приукрашивает, мощный, предпочитает высокоомную нагрузку (от 60 Ом), с уменьшением сопротивления растут
гармонические искажения. Чип содержит два независимых канала с отдельными выводами питания. На каждом из каналов: выходная мощность
80 мВт на нагрузке 600 Ом при питании ± 12В, динамический диапазон более 120 дБ, уровень сигнал/шум 120 дБ |
0.00014 |
1300 В/мкс |
— |
TPA6132 |
Звучание с уклоном в нижний регистр, сочный бас, качественная проработка СЧ диапазона, ВЧ немного сглажены. Неплохой усилитель,
широко распространенный в беспроводных гарнитурах и наушниках с выходной мощностью 25 мВт на канал |
0.01 |
— |
— |
OPA627 |
Звук очень качественный, высокая детализация, упругость басов, глубина музыкальной сцены |
— |
55 В/мкс |
120 дБ |
OPA926 |
Звук мягкий, со сглаженными деталями и небольшим уклоном в середину. Изготовлен специально для фирмы FiiO, обладает низкими
показателями искажений при работе на 32 Ом, минимальным уровнем шума и в целом более чистым звуком по сравнению с AD8397, но по
сравнению с OPA1612 не хватает воздушности |
0.0003 |
— |
— |
Микросхемы фирмы National Semiconductor |
LM4562 |
Звучание имеет холодный оттенок, глубокий и довольно резкий нижний регистр на ударных, и акцентированные верха.
Сверх-малошумящий, с низким уровнем искажений. Нагрузка до 600 Ом без увеличения искажений, отличное подавление
пульсаций. Звучит без малейших признаков окрашивания, но ему свойственна проблема, описанная для OP275 |
0.00003 |
20 В/мкс |
140 дБ |
LME49720 |
Звук явно отличается от LM4562 в худшую сторону, плоская сцена с пропадающей реверберацией |
0.00003 |
20 В/мкс |
140 дБ |
LME49860 |
Звучание приятное на слух, лишенное недостатков LM4562, исключительная детальность во всём диапазоне частот, самый качественный из
LM усилителей, с повышенным рабочим напряжением до 44V |
0.00003 |
20 В/мкс |
140 дБ |
LME49990 |
Звук не до конца точный, но приятный. Управляет нагрузкой до 600 Ом |
0.00001 |
22 В/мкс |
135 дБ |
LM6172 |
Звук удивительно прозрачный, мягкий и воздушный для классики, джаза, блюза и других стилей. Малошумящий,
мощный до 50 мА выходного тока и очень быстрый |
— |
3000 В/мкс |
86 дБ |
LM7372 |
Тоже очень быстрый. Всем хорош, но при сопротивлении нагрузки ниже 150 Ом искажения начинают резко расти, преодолевая в итоге планку
-80 дБ |
-100 дБ |
3000 В/мкс |
85 дБ |
Микросхемы MUSES фирмы New Japan Radio Co. |
MUSES 8820 |
Звучание вальяжное, мягкий «ламповый» звук с раздутым басом, винтажный усилитель |
0.001 |
5 В/мкс |
110 дБ |
MUSES 8920 |
Звук яркий, его качества – разделение инструментов, масштабность звучания, динамика, звонкость |
0.0004 |
25 В/мкс |
135 дБ |
MUSES 01 |
Звук ровный, нейтральный, с высокой детальностью, обилием воздуха и чётким позиционированием инструментов. Детализация голоса,
середина и верха звучат завораживающе, но с немного пересушенным басом, хоть он быстрый и хлесткий |
0.002 |
12 В/мкс |
105 дБ |
MUSES 02 |
Звучание прозрачное, приятное, динамичный операционник, с хорошим разрешением, более басистый чем MUSES8920, а в остальном они
похожи |
0.001 |
5 В/мкс |
110 дБ |
MUSES 03 |
Взято лучшее из MUSES01 и MUSES02. Сцена приобрела абсолютно чёткие границы, стала еще глубже и шире. Образы ясные и чёткие.
Например, ударная установка с тарелками при хорошей записи звучит так, что чётко слышно, когда по какой тарелке был удар, ближе-дальше,
выше-ниже, левее-правее – высочайший эффект присутствия |
0.0003 |
35 В/мкс |
115 дБ |
Микросхемы фирмы Analog Devices |
AD45257 |
Сильные стороны звучания этого усилителя: голос, глубокий бас, объемная сцена |
— |
— |
— |
AD45275 |
Звучание мягкое, не хватает воздушности и детальности, сцена довольно узкая, инструменты словно в одном ряду. Усилитель с низким
уровнем шума, ширина полосы частот в 180 МГц |
— |
225 В/мкс |
— |
ADA4896 ADA4897 |
Мощный звук, слитная подача, с уклоном в НЧ и СЧ, мягкие ВЧ из-за чего может не хватать воздушности. Стабильный при единичном усилении,
с низким рабочим током 3 мА, а также с низким шумом. Имеет ширину полосы 230 МГц и широкий диапазон напряжений питания от 3 В до 10 В.
Подходит там, где требуется большой динамический диапазон, точность и быстродействие |
−115 dB |
120 В/мкс |
82 dB |
AD711 |
Винил-рипы звучат более лампово и теплее, старый усилитель |
−118 dB |
20 В/мкс |
106 dB |
AD712 |
Компенсированная для единичного усиления версия предыдущего усилителя |
−118 dB |
20 В/мкс |
106 дБ |
AD744 |
Звучит очень приятно, хоть и смазывает некоторые детали, некий компромисс между детальностью и «мясом» |
0.0003 |
75 В/мкс |
108 дБ |
AD746 |
По звучанию близок к Burr-Brown, обладает неплохим подавлением пульсаций, работоспособен при низкоомной нагрузке
(при токах менее 20 мА) |
0.0001 |
75 В/мкс |
116 дБ |
AD797 |
Малошумящий. Звук почти нейтральный, но всё же немного приукрашенный. Выходной ток до 50 мА |
–120 dB |
20 В/мкс |
120 дБ |
AD8022 |
Выходной ток высокий, что хорошо для низкоомных наушников. Сверхмалошумящий, имеет вдвое большую нагрузочную
способность, чем AD8066, но требует стабилизированную схему питания |
−110 dB |
22 В/мкс |
— |
AD8066 |
Звук очень качественный. Глубокие низкие частоты, прозрачный звук, похож на AD8620, но более светлый и лёгкий. Область
применения – студийное оборудование, где важен точный, неокрашенный звук. Амплитуда тока на выходе до 30 мА, что может
быть не достаточно для части низкоомных наушников. Хорошее подавление пульсаций |
−95 dB |
180 В/мкс |
113 дБ |
AD8034 |
Звучание схожее с AD8066. На нагрузке 1 кОм уровень гармоник находится ниже -100 дБ, однако уже на 500 Ом подскакивает до
−85 дБ |
−100 dB |
80 В/мкс |
96 дБ |
AD823 |
Звук достаточно резкий на высоких, сцена хорошая, чуть хуже AD8066. Искажения при выходных токах более 20 мА лавинообразно растут.
На нагрузке 32 Ом отдаваемая без искажений мощность составляет всего 6 мВт |
−108 dB |
50 В/мкс |
72 дБ |
AD826 |
Звучит неплохо, хорошо строит сцену, хорошо подходит для рока. Фактически является скомпенсированным для единичного усиления AD828,
со всеми его достоинствами, но значительно более стабильным. Небольшая потеря в уровне подавления пульсаций питания компенсируется
способностью легко выносить ёмкостную нагрузку |
−95 dB |
350 В/мкс |
77 дБ |
AD827 |
Такой же как и предыдущий, с ослабленным выходным каскадом |
−88 dB |
300 В/мкс |
77 дБ |
AD828 |
Звучит очень хорошо, но далеко не во всех схемах стабилен. Способен обеспечить 2 В амплитуды даже на нагрузке 10 Ом. Без искажений
выдаёт в нагрузку до 50 мА тока. Малошумящий, обладает хорошим подавлением пульсаций |
−100 dB |
450 В/мкс |
80 дБ |
AD8397 |
Rail-to-rail выход. Звучит нейтрально, широкая сцена, высокий выходной ток до 310 mA, хорошо подходит на выход для наушников, но
немного шумит, склонен к возбуждению, требователен к схеме подключения |
−98 dB |
53 В/мкс |
96 дБ |
AD845 |
Звучание с широкой сценой, один из лучших из AD усилителей |
−118 dB |
100 В/мкс |
108 дБ |
AD8512 |
Звучит немного грубее AD823, с меньшей натуральностью высоких частот, но лучшей проработкой баса. Хороший выходной ток до 70 мА,
отличное подавление пульсаций, малошумящий. |
0.0005 |
20 В/мкс |
100 дБ |
AD8599 |
Звук нейтральный, немного узкая сцена, сверх-малошумящий с усилением до 10 МГц. Искажения возрастают до 0.002% при нагрузке 600 Ом.
Хорошо относится к ёмкостной нагрузке, имеет отличное подавление пульсаций питания и выходной ток до 50 мА |
0.0005 |
14 В/мкс |
90 дБ |
AD8620 |
Звучит хорошо, но не во всех схемах, иногда не хватает выразительности, шумит поменьше чем AD8066. Искажения менее 0.001%, но резко
растут с уменьшением сопротивления нагрузки |
0.001 |
50 В/мкс |
105 дБ |
AD8672 |
Звук ровный и чистый, по сравнению с AD823 более детальные ВЧ, более проработанные НЧ. Малошумящий, полоса до 10 МГц. Искажения низкие, но
выходной каскад не справляется с большой амплитудой сигнала при низкоомной нагрузке |
0.0005 |
4 В/мкс |
120 дБ |
Микросхемы разных фирм |
LS6132 |
Китайская копия усилителя TPA6132A2 и PAM8908, с коэффициентом гармонических искажений 1% и выходной мощностью 33 мВт на канал |
— |
— |
— |
MAX97220 |
Звук мягкий, акцентирован на мидбасе и средних частотах, верхние сглажены, достаточно большая выходная мощность 125 мВт, хорошо
подходит на выход для наушников |
0.0035 |
— |
— |
MAX98512 |
Звук ровный, детальный, близкий к аналитичности |
— |
— |
— |
SABRE ES9603 |
Звучание в сторону мониторности, бас собранный и четкий (без бубнения), середина чистая, высокие частоты детальные без излишних «циканий»,
неплохая ширина сцены. Усилитель непривередлив к нагрузке и выдает довольно стабильные показатели на разной нагрузке |
−117 dB |
— |
139 дБ |
SSM6322 |
Предназначен для высокой точности передачи звука в Hi-Fi приложениях в портативной технике, в том числе для мобильных телефонов.
Рассчитан на нагрузку до 32 Ом, с довольно высоким выходным током 100 мА. Звучание достаточно чистое, без «бубнежки» в нижнем диапазоне
и аккуратно сглаженные высокие частоты без потери деталей |
−121 dB |
18 В/мкс |
120 дБ |
TFA9891 TFA9892 |
Звучание с уклоном в средний и низкочастотный диапазон. Усилители класса D с высоким коэффициентом производительности (при 12В до 15 Вт)
для портативных устройств |
0.1 |
— |
— |
THX AAA-78 |
Звук взрослый с высоким разрешением и в тоже время «музыкальный». НЧ диапазон хороший по разрешению. СЧ — хорошее естественное звучание,
позиционирование и глубина сцены. ВЧ смягчены, но без потери детализации. Профессиональный усилитель с отличными показателями: выходная
мощность до 400 мВт на канал |
0.0008 |
— |
— |
HT4832 HT4831 |
Китайская копия усилителя TPA6132A2 и PAM8908, с выходной мощностью 20 мВт на канал |
0.014 |
— |
— |
JRC4558 |
Звук неплохой, достаточно мощный усилитель до 600 мВт с низкими искажениями |
0.008 |
2.2 В/мкс |
110 дБ |
NE5532P |
Звучание мягкое, старый проверенный временем приличный усилитель, что-то сверх этого от него ждать не стоит |
— |
9 В/мкс |
100 дБ |
TL071 TL072 |
Можно повторить всё сказанное про NE5532P |
0.003 |
13 В/мкс |
106 дБ |
NE5534 |
Более детальный звук по сравнению с NE5532P и более широкий диапазон питающих напряжений ±3 V...±20 V |
0.002 |
13 В/мкс |
100 дБ |
LT1355 LT1358 LT1361 LT1364 |
Семейство из четырёх ОУ с большой (400 В/мкс для LT1355 и LT1358) и очень большой (1000 В/мкс для LT1361 и LT1364) скоростью нарастания.
Неплохие шумовые характеристики, повышенная стабильность при ёмкостной нагрузке. Звучание почти нейтральное, очень детальное,
немного выделяет середину |
0,0007 |
400 В/мкс |
60 дБ |
LT1469 |
Звук чистый и прозрачный, ровный во всем диапазоне. Он не резок, не криклив и не мягок. Очень низкий уровень искажений на
высокоомной нагрузке |
–125 dB |
22 В/мкс |
110 дБ |
LT1498 |
Придаёт звуку аналоговый окрас, немного выделяя вокал, музыкальный, имеет высокое соотношение сигнал-шум |
–125 dB |
6 В/мкс |
112 дБ |
BUF634 |
Буфер, высокоскоростной токовый повторитель до 250 мА, увеличивает мощность выходного сигнала без окрашивания звука |
— |
2000 В/мкс |
1 |
|