Свежие новости
High End в широкие массы! Что собой представляет качественный предварительный усилитель?
Мастерим предусилитель, микшер и фонокорректор для высококлас- сной звуковой аппаратуры

Все остальные новости обитают на главной странице



Схема RIAA фонокорректора для высококлассной звуковой аппара- туры

Можно ли разжиться фонокорректором для вертушек класса High End за приемлемые деньги?

Хороший фонокорректор, как известно – это штука недешёвая. А поскольку плохие и, соответственно, дешёвые фонокорректоры нафиг никому не сдались, то возникает резонный вопрос: а как бы поиметь отличную и очень дорогую весчь за очень небольшие деньги?
С другой стороны, учитывая впечатляющую силу тяги меломана (в целом) и любителя винила (в частности) к рукоделию, напрашивается простой, но мотивированный вывод: взять и самостоятельно забацать недорогой и чертовски качественный RIAA фонкорректор. Разумеется, при наличии пары рук из правильного места и головы, не укатившейся в неизвестном направлении!

Но для начала давайте определимся с элементной базой.
1. Лампа.
Лампа, сука, высоковольтная и с ней шутить не стоит! При неосторожном обращении бьёт сильно и конкретно, при осторожном – не сильно, но неприятно. По-любому запоминается надолго. Поэтому лампа – это хреновина на любителя!
С точки зрения "бумажных" характеристик, устройства на лампах, как правило, не блещут супер высокими показателями, хотя традиционный "ламповый" звук с характерным спектральным букетом заслужено имеет своих страстных поклонников. Ламповый фонокорректор хорош, но не универсален и может быть рекомендован к повторению исключительно при наличии лампового же усилителя и соответствующей акустики.
2. Микросхема, она же – операционный усилитель.
О вреде использования ОУ в высококлассной звуковой аппаратуре уже давно всё сказано-пересказано, обмусолено и даже местами написано. Нет, в эту сторону мы не пойдём! Мы пойдём другим путём, а этот оставим производителям самых бюджетных серий фонокорректоров, а также ярым любителям полюбоваться красивыми цифрами в графе "технические характеристики".
3. Транзистор, он же – дискретный полупроводник.
Если попытаться выполнить какое-либо высококачественное звуковое устройство на транзисторах, но в соответствии со схемотехникой, используемой в ОУ, то ничего хорошего у нас не выйдет, а на выходе образуется всё та же оформленная и неприглядная кучка равномерного глянцево-коричневого цвета.
Ну а мы, уважаемые дамы и рыцари, всё ж таки остановим свой выбор на полупроводниках. А для того, чтобы нам при этом не зайти в тупик и не начать крушить стены, на какое-то время забудем про дифференциальные каскады, длинные и глубокие отрицательные обратные связи, а также прочие вредоносные для звука излишества.

Итак, наша плодотворная дебютная идея – транзисторный RIAA фонокорректор с максимально качественными характеристиками, но построенный по "правильной", желательно "ламповой", схемотехнике. Только лишь в этом случае мы добьёмся всеохватывающей универсальности устройства, позволяющей ему работать совместно с любыми высококлассными УМЗЧ, независимо от используемой в них элементной базы.
Классическое ламповое построение фонокорректора – это два каскада усиления, между которыми расположена цепь пассивной коррекции RIAA, и повторитель напряжения на выходе. Осталось лишь вспомнить, что у нас уже есть за пазухой изящный аргумент в виде камня привязанного к палке, то бишь – транзисторный усилительный каскад, описанный на предыдущей странице, и приступить к компоновке элементов.
Схема RIAA фонокорректора для высококлассной звуковой аппаратуры
Рис.1 Схема RIAA фонокорректора для высококлассной звуковой аппаратуры

Собственно говоря, весь фонокорректор и построен на двух таких каскадах (Т1...Т3 и Т4...Т6).
Первый каскад обладает усилением около 80 (38дБ). Усиление второго регулируется в диапазоне: от 5 до 100 (14...40 дБ). Такая регулировка позволяет фонокорректору работать практически с любым типом головок, независимо от их чувствительности.

Входное сопротивление фонокорректора определяется номиналом резистора R1 (47кОм), который может быть выбран любого другого значения для оптимального согласования с конкретным типом звукоснимателя.
Для дополнительного выравнивания тонального баланса головки, никто не мешает нам включить параллельно этому резистору и конденсатор, либо конденсатор переменной ёмкости.

Цепочка R8, C6, C9, R12, расположившаяся между двумя каскадами усиления – это цепь частотной коррекции стандарта RIAA. Данный стандарт используется как большинством звукозаписывающих компаний, так и подавляющим большинством производителей музыкальной аппаратуры.
Расчёт этой цепи был проведён на калькуляторе со страницы – ссылка на страницу. При номиналах элементов, указанных на схеме, погрешность отклонения от стандарта составляет – не более 0,3 дБ.
Номиналы конденсаторов и резисторов цепи желательно отобрать с точностью 1%. Параллельные и последовательные соединения элементов никак не возбраняются.

Основные параметры фонокорректора:

  • Входное сопротивление, кОм.................................................................. 47
  • Коэффициент усиления (1кГц), дБ.......................................................... от 40 до 58
  • Чувствительность при выходном напряжении ±1В, мВ ........................ от 1 до 10
  • Коэффициент гармоник при Uвх ±5мВ, Uвых ±1В (1кГц), %, ............... 0,003
  • Номинальный уровень выходного напряжения, В................................. ±1
  • Максимальный уровень выходного напряжения при Кг<1%, В ............ ±11
  • Соотношение сигнал/шум при Uвх ±5мВ, Uвых ±1В, дБ ....................... 80
  • Рекомендуемое сопротивление нагрузки, кОм .......................................не менее 20

  • Настройка фонокорректора сводится к уточнению номиналов резисторов R4 и R13 для получения на эмиттерах транзисторов Т3 и Т6 значений постоянных напряжений, указанных на схеме.

    Что касается спектрального распределения гармоник, то при номинальном выходном напряжении на анализаторе удалось разглядеть присутствие только 2 гармоники, все остальные были ниже уровня шумов.

    Описанный фонокорректор имеет хороший запас по усилению и вполне нормально будет работать с MC-головками, имеющими низкую чувствительность. Однако для того чтобы полностью реализовать возможности звукоснимателей данного типа, желательно иметь дополнительный предусилитель, с описанием которого мы познакомимся на следующей странице.




          Назад        Дальше      

     

    Главная страница | Наши разработки | Полезные схемы | Это нужно знать | Вопросы-ответы | Весёлый перекур
    © 2017 Vpayaem.ru   All Rights Reserved

         
         

    Схема RIAA фонокорректора для высококлассной звуковой аппара- туры

    Можно ли разжиться фонокорректором для вертушек класса High End за приемлемые деньги?

    Хороший фонокорректор, как известно – это штука недешёвая. А поскольку плохие и, соответственно, дешёвые фонокорректоры нафиг никому не сдались, то возникает резонный вопрос: а как бы поиметь отличную и очень дорогую весчь за очень небольшие деньги?
    С другой стороны, учитывая впечатляющую силу тяги меломана (в целом) и любителя винила (в частности) к рукоделию, напрашивается простой, но мотивированный вывод: взять и самостоятельно забацать недорогой и чертовски качественный RIAA фонкорректор. Разумеется, при наличии пары рук из правильного места и головы, не укатившейся в неизвестном направлении!

    Но для начала давайте определимся с элементной базой.
    1. Лампа.
    Лампа, сука, высоковольтная и с ней шутить не стоит! При неосторожном обращении бьёт сильно и конкретно, при осторожном – не сильно, но неприятно. По-любому запоминается надолго. Поэтому лампа – это хреновина на любителя!
    С точки зрения "бумажных" характеристик, устройства на лампах, как правило, не блещут супер высокими показателями, хотя традиционный "ламповый" звук с характерным спектральным букетом заслужено имеет своих страстных поклонников. Ламповый фонокорректор хорош, но не универсален и может быть рекомендован к повторению исключительно при наличии лампового же усилителя и соответствующей акустики.
    2. Микросхема, она же – операционный усилитель.
    О вреде использования ОУ в высококлассной звуковой аппаратуре уже давно всё сказано-пересказано, обмусолено и даже местами написано. Нет, в эту сторону мы не пойдём! Мы пойдём другим путём, а этот оставим производителям самых бюджетных серий фонокорректоров, а также ярым любителям полюбоваться красивыми цифрами в графе "технические характеристики".
    3. Транзистор, он же – дискретный полупроводник.
    Если попытаться выполнить какое-либо высококачественное звуковое устройство на транзисторах, но в соответствии со схемотехникой, используемой в ОУ, то ничего хорошего у нас не выйдет, а на выходе образуется всё та же оформленная и неприглядная кучка равномерного глянцево-коричневого цвета.
    Ну а мы, уважаемые дамы и рыцари, всё ж таки остановим свой выбор на полупроводниках. А для того, чтобы нам при этом не зайти в тупик и не начать крушить стены, на какое-то время забудем про дифференциальные каскады, длинные и глубокие отрицательные обратные связи, а также прочие вредоносные для звука излишества.

    Итак, наша плодотворная дебютная идея – транзисторный RIAA фонокорректор с максимально качественными характеристиками, но построенный по "правильной", желательно "ламповой", схемотехнике. Только лишь в этом случае мы добьёмся всеохватывающей универсальности устройства, позволяющей ему работать совместно с любыми высококлассными УМЗЧ, независимо от используемой в них элементной базы.
    Классическое ламповое построение фонокорректора – это два каскада усиления, между которыми расположена цепь пассивной коррекции RIAA, и повторитель напряжения на выходе. Осталось лишь вспомнить, что у нас уже есть за пазухой изящный аргумент в виде камня привязанного к палке, то бишь – транзисторный усилительный каскад, описанный на предыдущей странице, и приступить к компоновке элементов.
    Схема RIAA фонокорректора для высококлассной звуковой аппаратуры
    Рис.1 Схема RIAA фонокорректора для высококлассной звуковой аппаратуры

    Собственно говоря, весь фонокорректор и построен на двух таких каскадах (Т1...Т3 и Т4...Т6).
    Первый каскад обладает усилением около 80 (38дБ). Усиление второго регулируется в диапазоне: от 5 до 100 (14...40 дБ). Такая регулировка позволяет фонокорректору работать практически с любым типом головок, независимо от их чувствительности.

    Входное сопротивление фонокорректора определяется номиналом резистора R1 (47кОм), который может быть выбран любого другого значения для оптимального согласования с конкретным типом звукоснимателя.
    Для дополнительного выравнивания тонального баланса головки, никто не мешает нам включить параллельно этому резистору и конденсатор, либо конденсатор переменной ёмкости.

    Цепочка R8, C6, C9, R12, расположившаяся между двумя каскадами усиления – это цепь частотной коррекции стандарта RIAA. Данный стандарт используется как большинством звукозаписывающих компаний, так и подавляющим большинством производителей музыкальной аппаратуры.
    Расчёт этой цепи был проведён на калькуляторе со страницы – ссылка на страницу. При номиналах элементов, указанных на схеме, погрешность отклонения от стандарта составляет – не более 0,3 дБ.
    Номиналы конденсаторов и резисторов цепи желательно отобрать с точностью 1%. Параллельные и последовательные соединения элементов никак не возбраняются.

    Основные параметры фонокорректора:

  • Входное сопротивление, кОм.................................................................. 47
  • Коэффициент усиления (1кГц), дБ.......................................................... от 40 до 58
  • Чувствительность при выходном напряжении ±1В, мВ ........................ от 1 до 10
  • Коэффициент гармоник при Uвх ±5мВ, Uвых ±1В (1кГц), %, ............... 0,003
  • Номинальный уровень выходного напряжения, В................................. ±1
  • Максимальный уровень выходного напряжения при Кг<1%, В ............ ±11
  • Соотношение сигнал/шум при Uвх ±5мВ, Uвых ±1В, дБ ....................... 80
  • Рекомендуемое сопротивление нагрузки, кОм .......................................не менее 20

  • Настройка фонокорректора сводится к уточнению номиналов резисторов R4 и R13 для получения на эмиттерах транзисторов Т3 и Т6 значений постоянных напряжений, указанных на схеме.

    Что касается спектрального распределения гармоник, то при номинальном выходном напряжении на анализаторе удалось разглядеть присутствие только 2 гармоники, все остальные были ниже уровня шумов.

    Описанный фонокорректор имеет хороший запас по усилению и вполне нормально будет работать с MC-головками, имеющими низкую чувствительность. Однако для того чтобы полностью реализовать возможности звукоснимателей данного типа, желательно иметь дополнительный предусилитель, с описанием которого мы познакомимся на следующей странице.




          Назад        Дальше      

      ==================================================================