Свежие новости
14.10.2021
High End в широкие массы! Что собой представляет качественный предварительный усилитель?
Мастерим предусилитель, микшер и фонокорректор для высококлас- сной звуковой аппаратуры

А все остальные свежие новости обитают на главной странице.
ссылка на страницу

Схема RIAA фонокорректора для высококлассной звуковой аппаратуры

Можно ли разжиться фонокорректором для вертушек класса High End за приемлемые
деньги?

Хороший фонокорректор, как известно – это штука недешёвая. А поскольку плохие и, соответственно, дешёвые фонокорректоры нафиг никому не сдались, то возникает резонный вопрос: а как бы поиметь отличную и очень дорогую весчь за очень небольшие деньги?
С другой стороны, учитывая впечатляющую силу тяги меломана (в целом) и любителя винила (в частности) к рукоделию, напрашивается простой, но мотивированный вывод: взять и самостоятельно забацать недорогой и чертовски качественный RIAA фонкорректор. Разумеется, при наличии пары рук из правильного места и головы, не укатившейся в неизвестном направлении!

Но для начала давайте определимся с элементной базой.
1. Лампа.
Лампа, сука, высоковольтная и с ней шутить не стоит! При неосторожном обращении бьёт сильно и конкретно, при осторожном – не сильно, но неприятно. По-любому запоминается надолго. Поэтому лампа – это хреновина на любителя!
С точки зрения "бумажных" характеристик, устройства на лампах, как правило, не блещут супер высокими показателями, хотя традиционный "ламповый" звук с характерным спектральным букетом заслужено имеет своих страстных поклонников. Ламповый фонокорректор хорош, но не универсален и может быть рекомендован к повторению исключительно при наличии лампового же усилителя и соответствующей акустики.
2. Микросхема, она же – операционный усилитель.
О вреде использования ОУ в высококлассной звуковой аппаратуре уже давно всё сказано-пересказано, обмусолено и даже местами написано. Нет, в эту сторону мы не пойдём! Мы пойдём другим путём, а этот оставим производителям самых бюджетных серий фонокорректоров, а также ярым любителям полюбоваться красивыми цифрами в графе "технические характеристики".
3. Транзистор, он же – дискретный полупроводник.
Если попытаться выполнить какое-либо высококачественное звуковое устройство на транзисторах, но в соответствии со схемотехникой, используемой в ОУ, то ничего хорошего у нас не выйдет, а на выходе образуется всё та же оформленная и неприглядная кучка равномерного глянцево-коричневого цвета.
Ну а мы, уважаемые дамы и рыцари, всё ж таки остановим свой выбор на полупроводниках. А для того, чтобы нам при этом не зайти в тупик и не начать крушить стены, на какое-то время забудем про дифференциальные каскады, длинные и глубокие отрицательные обратные связи, а также прочие вредоносные для звука излишества.

Итак, наша плодотворная дебютная идея – транзисторный RIAA фонокорректор с максимально качественными характеристиками, но построенный по "правильной", желательно "ламповой", схемотехнике. Только лишь в этом случае мы добьёмся всеохватывающей универсальности устройства, позволяющей ему работать совместно с любыми высококлассными УМЗЧ, независимо от используемой в них элементной базы.
Классическое ламповое построение фонокорректора – это два каскада усиления, между которыми расположена цепь пассивной коррекции RIAA, и повторитель напряжения на выходе. Осталось лишь вспомнить, что у нас уже есть за пазухой изящный аргумент в виде камня привязанного к палке, то бишь – транзисторный усилительный каскад, описанный на предыдущей странице, и приступить к компоновке элементов.
Схема RIAA фонокорректора для высококлассной звуковой аппаратуры
Рис.1 Схема RIAA фонокорректора для высококлассной звуковой аппаратуры

Собственно говоря, весь фонокорректор и построен на двух таких каскадах (Т1...Т3 и Т4...Т6).
Первый каскад обладает усилением около 80 (38дБ). Усиление второго регулируется в диапазоне: от 5 до 100 (14...40 дБ). Такая регулировка позволяет фонокорректору работать практически с любым типом головок, независимо от их чувствительности.

Входное сопротивление фонокорректора определяется номиналом резистора R1 (47кОм), который может быть выбран любого другого значения для оптимального согласования с конкретным типом звукоснимателя.
Для дополнительного выравнивания тонального баланса головки, никто не мешает нам включить параллельно этому резистору и конденсатор, либо конденсатор переменной ёмкости.

Цепочка R8, C6, C9, R12, расположившаяся между двумя каскадами усиления – это цепь частотной коррекции стандарта RIAA. Данный стандарт используется как большинством звукозаписывающих компаний, так и подавляющим большинством производителей музыкальной аппаратуры.
Расчёт этой цепи был проведён на калькуляторе со страницы – ссылка на страницу. При номиналах элементов, указанных на схеме, погрешность отклонения от стандарта составляет – не более 0,3 дБ.
Номиналы конденсаторов и резисторов цепи желательно отобрать с точностью 1%. Параллельные и последовательные соединения элементов никак не возбраняются.

Основные параметры фонокорректора

  • Входное сопротивление, кОм.................................................................. 47
  • Коэффициент усиления (1кГц), дБ.......................................................... от 40 до 58
  • Чувствительность при выходном напряжении ±1В, мВ ........................ от 1 до 10
  • Коэффициент гармоник при Uвх ±5мВ, Uвых ±1В (1кГц), %, ............... 0,003
  • Номинальный уровень выходного напряжения, В................................. ±1
  • Максимальный уровень выходного напряжения при Кг<1%, В ............ ±11
  • Соотношение сигнал/шум при Uвх ±5мВ, Uвых ±1В, дБ ....................... 80
  • Рекомендуемое сопротивление нагрузки, кОм .......................................не менее 20

  • Настройка фонокорректора сводится к уточнению номиналов резисторов R4 и R13 для получения на эмиттерах транзисторов Т3 и Т6 значений постоянных напряжений, указанных на схеме.

    Что касается спектрального распределения гармоник, то при номинальном выходном напряжении на анализаторе удалось разглядеть присутствие только 2 гармоники, все остальные были ниже уровня шумов.




     

    Главная страница | Наши разработки | Полезные схемы | Это нужно знать | Вопросы-ответы | Весёлый перекур
    © 2017 Vpayaem.ru   All Rights Reserved