Свежие новости
28.11.2022 Схема музыкального эффекта унисон, Detune, Pitch Shifter. Или как простыми метода- ми сдвинуть частоту и добавить звучанию насыщенности, а также побороть акустическую обратную связь между микрофоном и дина- миком

Все остальные новости обитают на главной странице



Схема эффекта унисон, Detune, Pitch Shifter, а проще – устрой- ство сдвига частоты

Как простыми аналоговыми методами добиться сдвига частоты и добавить звучанию живости и насыщенности, а заодно и побороть акустическую обратную связь между микрофоном и динамиком

На самом деле, все эти перечисленные в заголовке устройства: унисон, Detune, Pitch Shifter – это несколько разные эффекты, однако объединяет их всех одно – они изменяют высоту нот входящего сигнала. А далее полученный сигнал смешивается с исходным, что выдаёт на-гора новое гармоничное звучание, насыщенность которого определяется количеством голосов, реализованных в эффекте.
Помимо этого, такие приборы, основанные на смещении частоты, также используются и для борьбы с самовозбуждением, возникающим вследствие акустической обратной связи между микрофоном и динамиком воспроизводящей системы.

Представленная в этой статье примочка представляет собой трёхточечный унисон, он же Detune, формирующий на выходе сумму трёх разночастотных сигналов: сигнала входящей частоты Fвх, а также двух дополнительных сигналов с регулируемыми частотами Fвх ± (1...10) Гц. Эффект может с одинаковым успехом использоваться как с гитарой (или иным музыкальным инструментом), так и с микрофоном для повышения насыщенности и выразительности вокала, а также для борьбы с самовозбуждением, что особенно актуально в процессе живого выступления с использованием вокального компрессора.

Схема эффекта трёхточечный унисон (Detune) для музыкального инструмента или вокала
Рис.1 Схема эффекта унисон (Detune) для музык. инструментов и вокала

Начнём с конца. Правая половина операционного усилителя ОР1.1 вместе с обвесом – это генератор синусоидальных инфранизких колебаний, перестраиваемый по частоте в диапазоне 1...10 Гц. Смысл его появления будет понятен чуть позже, а подробному его описанию была посвящена отдельная страница, познакомиться с которой можно по [ссылке на страницу].

А теперь по порядку.
Входной сигнал поступает на эмиттерный повторитель, построенный на транзисторе Т1. Этот буферный каскад служит для развязки входа от последующих каскадов и имеет относительно высокое входное сопротивление (около 200 кОм) и низкое выходное.
С выхода повторителя сигнал следует на верхний вывод потенциометра Р1, выполняющего функцию сумматора входного и сдвинутых по частоте сигналов, а также на подстроечный резистор R5, ослабляющий уровень сигнала, поступающего на узел сдвига частоты.

Само устройство сдвига частоты выполнено на ИМС SA612А, представляющей собой двойной балансный смеситель, основанный на ячейке умножителя Гилберта. Как и любой умножитель напряжений, микросхема содержит 2 входа, при подаче сигналов на которые, на выходе формируется две частоты: Fвх1 ± Fвх2.
То есть, при подаче на первый вход (вывод 1) сигнала входящей частоты, а на второй вход (вывод 6) – колебаний от инфразвукового генератора с частотой 1...10 Гц мы, собственно говоря, и сформируем на выходе ИМС (вывод 5) две искомые частоты: Fвх ± (1...10) Гц.

С выхода SA612 сдвинутые по частоте колебания поступают на нижний вывод потенциометра Р1, который, как уже было сказано, представляет собой сумматор сигналов, а одновременно позволяет регулировать баланс громкости между входным сигналом исходной частоты Fвх и преобразованными сигналами с частотами Fвх ± (1...10) Гц.
А далее вся эта смикшированная комбинация через повторитель напряжения на второй половине ОУ ОР1.2 поступает на выход Detune-а.

Настройка примочки сводится к установке подстроечного резистора R13 в положение, которое будет соответствовать устойчивым колебаниям генератора в отведённом ему диапазоне частот при отсутствии видимых на экране осциллографа искажений.
А при подаче входного сигнала – подстроечным резистором R5 отрегулировать выходную амплитуду (громкость) таким образом, чтобы при нижнем (по схеме) положении потенциометра Р1 она была такой же, как и в верхнем.


 

Главная страница | Наши разработки | Полезные схемы | Это нужно знать | Вопросы-ответы | Весёлый перекур
© 2017 Vpayaem.ru   All Rights Reserved

     
     

Схема эффекта унисон, Detune, Pitch Shifter, а проще – устрой- ство сдвига частоты

Как простыми аналоговыми методами добиться сдвига частоты и добавить звучанию живости и насыщенности, а заодно и побороть акустическую обратную связь между микрофоном и динамиком

На самом деле, все эти перечисленные в заголовке устройства: унисон, Detune, Pitch Shifter – это несколько разные эффекты, однако объединяет их всех одно – они изменяют высоту нот входящего сигнала. А далее полученный сигнал смешивается с исходным, что выдаёт на-гора новое гармоничное звучание, насыщенность которого определяется количеством голосов, реализованных в эффекте.
Помимо этого, такие приборы, основанные на смещении частоты, также используются и для борьбы с самовозбуждением, возникающим вследствие акустической обратной связи между микрофоном и динамиком воспроизводящей системы.

Представленная в этой статье примочка представляет собой трёхточечный унисон, он же Detune, формирующий на выходе сумму трёх разночастотных сигналов: сигнала входящей частоты Fвх, а также двух дополнительных сигналов с регулируемыми частотами Fвх ± (1...10) Гц. Эффект может с одинаковым успехом использоваться как с гитарой (или иным музыкальным инструментом), так и с микрофоном для повышения насыщенности и выразительности вокала, а также для борьбы с самовозбуждением, что особенно актуально в процессе живого выступления с использованием вокального компрессора.

Схема эффекта трёхточечный унисон (Detune) для музыкального инструмента или вокала
Рис.1 Схема эффекта унисон (Detune) для музык. инструментов и вокала

Начнём с конца. Правая половина операционного усилителя ОР1.1 вместе с обвесом – это генератор синусоидальных инфранизких колебаний, перестраиваемый по частоте в диапазоне 1...10 Гц. Смысл его появления будет понятен чуть позже, а подробному его описанию была посвящена отдельная страница, познакомиться с которой можно по [ссылке на страницу].

А теперь по порядку.
Входной сигнал поступает на эмиттерный повторитель, построенный на транзисторе Т1. Этот буферный каскад служит для развязки входа от последующих каскадов и имеет относительно высокое входное сопротивление (около 200 кОм) и низкое выходное.
С выхода повторителя сигнал следует на верхний вывод потенциометра Р1, выполняющего функцию сумматора входного и сдвинутых по частоте сигналов, а также на подстроечный резистор R5, ослабляющий уровень сигнала, поступающего на узел сдвига частоты.

Само устройство сдвига частоты выполнено на ИМС SA612А, представляющей собой двойной балансный смеситель, основанный на ячейке умножителя Гилберта. Как и любой умножитель напряжений, микросхема содержит 2 входа, при подаче сигналов на которые, на выходе формируется две частоты: Fвх1 ± Fвх2.
То есть, при подаче на первый вход (вывод 1) сигнала входящей частоты, а на второй вход (вывод 6) – колебаний от инфразвукового генератора с частотой 1...10 Гц мы, собственно говоря, и сформируем на выходе ИМС (вывод 5) две искомые частоты: Fвх ± (1...10) Гц.

С выхода SA612 сдвинутые по частоте колебания поступают на нижний вывод потенциометра Р1, который, как уже было сказано, представляет собой сумматор сигналов, а одновременно позволяет регулировать баланс громкости между входным сигналом исходной частоты Fвх и преобразованными сигналами с частотами Fвх ± (1...10) Гц.
А далее вся эта смикшированная комбинация через повторитель напряжения на второй половине ОУ ОР1.2 поступает на выход Detune-а.

Настройка примочки сводится к установке подстроечного резистора R13 в положение, которое будет соответствовать устойчивым колебаниям генератора в отведённом ему диапазоне частот при отсутствии видимых на экране осциллографа искажений.
А при подаче входного сигнала – подстроечным резистором R5 отрегулировать выходную амплитуду (громкость) таким образом, чтобы при нижнем (по схеме) положении потенциометра Р1 она была такой же, как и в верхнем.



  ==================================================================