 |
Свежие новости |
30.10.2018 Схема простого вокодера для электромузыкаль- ных инструментов.
Эффект поющей гитары без гастроскопии и прочих неприят- ных излишеств.
Все остальные свежие новости обитают на главной странице.
ссылка на страницу |
 |
|
 |
Схема простого вокодера для электромузыкальных инструментов.
Эффект поющей гитары без гастроскопии и прочих неприятных излишеств.
Вокодер - нечастый гость в музыкантской оружейни. Большинство гитаристов, так вообще, обходит эту приблуду стороной, не
видя в ней целесообразности для использования в музыке своего жанра.
И только отдельные патлатые мужички, местами вполне адекватной наружности, засовывают в рот что-то вроде садового шланга, как будто
рассчитывая изжевать его решительно и без остатка.
Делая отчаянное лицо: то вытягивая губы вперёд в форме рупора, то широко раскрывая рот, как будто желая что-то исторгнуть из себя, они
тем самым реализуют весьма редкий, но интересный
эффект “поющей электрогитары”, т.е. звучания инструмента с речевыми особенностями и интонациями голоса человека.
Эффект этот называется Talkbox, реализуется достаточно просто, но создаёт неудобства организму исполнителя в виде
неприятных ощущений от наличия в полости хавальника постороннего объекта.
Гораздо более гуманными методами можно получить подобный результат при помощи устройства, которое называется вокодер.
Вокодер - это полностью электронное устройство, позволяющее перенести свойства сигнала-модулятора, в качестве которого
используется голос человека, снимаемый с микрофона, на сигнал, формируемый синтезатором, электрогитарой или иным музыкальным инструментом.
А поупражнявшись в освоении своих внутренних голосовых резервов, от вокодера можно ожидать практически неограниченных и
недоступных другим примочкам возможностей по обогащению звучания музыкального инструмента выразительными вариантами тембральных
и амплитудных эффектов.
Схемотехническим разнообразием данный звуковой эффект не блещет. Пожалуй, единственная схема в русскоязычном исполнении была
опубликована в далёком 1984 году в журнале Радио №9. Схема полностью повторила японский Okita Analog Vocoder, с той лишь разницей,
что была переведена на отечественную элементную базу. Ни лучше, ни хуже она от этого не стала, при этом "относительная простота" устройства,
продекларированная в источнике, вызывает если уж не явное возмущение, то справедливый скепсис - наверняка.
Попробуем устранить данный недостаток.
Описываемое устройство относится к полосным (канальным) вокодерам.
Полосный вокодер (по типу многополосного графического эквалайзера) разделяет сигнал музыкального инструмента
на определённое количество полос (обычно 6-20 полос). Большее число каналов в вокодере даёт большую натуральность и разборчивость.
На такое же количество полос разбивается и модулирующий сигнал, поступающий с микрофона. На выходе каждого из микрофонных ПФ включены
детектор и сглаживающий НЧ-фильтр, выделяющий огибающую речевого сигнала.
Далее всё просто - относительно медленная огибающая речевого сигнала управляет амплитудой находящегося в той же частной полосе
инструментального сигнала, после чего выходные амплитуды всех инструментальных каналов суммируются и через регулятор громкости
подаются на выход устройства.
Рис. 1
Матрица фильтров вокодера покрывает частотную полосу 80-6100 Гц. Эта полоса вмещает в себя как полный частотный диапазон (включая
обертоны) электрогитары, так и частотный спектр голоса, несущий максимум информации, связанной с формантной разборчивостью речи.
Поскольку задачи достижения максимально достоверного звучания классического хора мальчиков в рамках данной конструкции не подразумевалось,
то было решено ограничиться октавными полосовыми фильтрами (по 6 шт. на весь диапазон), а для усиления глубины звучания вокодерного
эффекта применить полосовые фильтры не 2-го порядка (что было бы логично для октавных фильтров), а чего уж там мелочиться, сразу 4-го.
Речевой сигнал усиливается операционным усилителем с нормированной характеристикой шума ОР1.1 и поступает на матрицу фильтров, выполненных
на ОУ OPf1.1 и OPf1.2. На выходе каждого из микрофонных ПФ включён пиковый детектор уровня звукового сигнала на транзисторе Tf1 и
сглаживающий фильтр R17, Cf5,
выделяющий огибающую речевого сигнала. Частота среза данных НЧ-фильтров обычно выбирается ≈1/10 от величины минимальной частоты пропускания
полосового фильтра. Далее сигнал, следующий с выхода пикового детектора, управляет коэффициентом передачи аналогичного фильтра, входящего
в матрицу фильтров инструментального сигнала.
Как это происходит?
А происходит это благодаря жизнедеятельности доморощенного ШИМ-контроллера.
ОР2.1 и ОР2.2 с обвесом - это классический генератор треугольного напряжения.
Размах амплитуды выходного треугольного напряжения составляет
в теории: Upp ≈ 2Uпит×R5/R6, частота F≈R6/(4R5×R12×C4).
В реальной жизни, в связи с проявлением инерционности ОУ, получились значения: Upp≈1В, F≈33кГц.
Переменный резистор R8 призван регулировать уровень постоянного смещения треугольного сигнала, а заодно - и глубину влияния
модулирующего канала на изменение уровней инструментального.
Треугольное 30-ти килогерцовое напряжение с выхода генератора поступает на прямой (неинвертирующий) вход компаратора, где сравнивается с
выходным напряжением детектора огибающей речевого сигнала, подаваемого на инвертирующий вход.
Таким образом на выходе компаратора образуется импульсный сигнал с частотой 33кГц и длительностью, зависящей от уровня напряжения на
детекторе. Чем больше этот уровень - тем меньше длительность.
Далее этот широтно-модулированный сигнал поступает на затвор ключевого транзистора Tf2, который и осуществляет ШИМ регулировку уровня
сигнала, поступающего с выхода инструментального фильтра. Чем меньше длительность импульсов (т.е. чем больше уровень напряжения на детекторе)
тем слабее влияние, ключевого транзистора на работу делителя, образованного R19 и Rси открытого транзистора, а, соответственно - тем
выше амплитуда инструментального сигнала. И наоборот.
Каскад на операционном усилителе ОР3 осуществляет функцию суммирования всех сигналов, поступающих с инструментальных каналов.
Потенциометром R10 устанавливается уровень выходного сигнала.
Теперь, что касается элементной базы.
Входной усилитель речевого сигнала (ОР1.1) желательно выбрать малошумящим.
Операционники, работающие в генераторе треугольного напряжения (ОР2.1, ОР2.2) должны иметь граничную частоту не менее 10МГц.
Время задержки переключения компараторов (DAf) - не более 100нс.
Транзисторы Tf - любые маломощные, например: КТ3102.
К ОУ, работающему в составе фильтров, никаких особых требований не предъявляется.
И напоследок приведу номиналы пассивных элементов полосовых фильтров.
Диапазон (Гц) |
Rf1 = Rf4 (кОм) |
Rf2 = Rf5 (кОм) |
Rf3= R f6 (кОм) |
Cf1-4 (нФ) |
Сf5 (нФ) |
80 - 174 |
27 |
8,2 |
56 |
68 |
680 |
163 - 354 |
27 |
8,2 |
56 |
33 |
330 |
332 - 721 |
27 |
10 |
56 |
15 |
150 |
677 - 1469 |
22 |
10 |
47 |
8,2 |
82 |
1380 - 2993 |
27 |
10 |
56 |
3,6 |
47 |
2811 - 6100 |
27 |
10 |
56 |
1,8 |
22 |
Приведённые в таблице элементы должны иметь отклонения от номинальных значений - не выше 5%.
При исправных деталях и отсутствии ошибок в монтаже устройство не требует налаживания и начинает пахать сразу после
включения питания.
Подключив электрогитару (клавишные, балалайку, арфу, либо любой другой предмет, снабжённый звукоснимателем) к
инструментальному входу вокодера, покрутите переменный резистор R8, наблюдая за изменением уровня проникновения прямого сигнала
инструмента на выход от нулевого до 100%. Чем выше будет установлен этот начальный уровень, тем ниже будет глубина
эффекта. Для начала, найдите точку, когда громкость звучания инструмента уже не ненулевая,
но достаточно низкая по сравнению с максимальной.
А вот теперь можно подключить микрофон к одноимённому входу примочки и голосом музинструмента отправить вокодерного скептика
в эротическое путешествие в места заповедные, да и не столь отдалённые.
|
|