 |
Свежие новости |
26.07.2018 Что может быть проще зарядного устройства на обычном силовом трансформаторе?
Только лишь зарядное устройство вообще без всякого трансформа- тора!
Все остальные свежие новости обитают на главной странице.
ссылка на страницу |
 |
|
 |
Автоматическое зарядное устройство с бестрансформаторным питанием.
Универсальный блок повышенной мощности для широкого спектра аккумуляторных батарей 3-27В (3-100Ач).
Как правильно зарядить автомобильный аккумулятор: одноэтапная и трёхэтапная зарядки.
Начну необычно!
Шедевральностью приведённая бестрансформаторная схема не блещет! Не блещет родная ни мрамором, ни златом, ни светом звёзд...
Мало того, с лёгкость может долбануть зазевавшегося гражданина электрическим разрядом, посредством чего привести его организм в состояние
глубокой печали, беспокойства и хаотичности мыслей.
Теперь о хорошем.
Простота, подкупающий функционал и радующие глаз массогабаритные показатели электроизделий, обозначенных в заголовке, погрузили меня
в размышления о целесообразности поиметь в хозяйстве именно бестрансформаторное зарядное устройство.
Мотивом погружения предшествовала ниоткуда вдруг выросшая разовая потребность срочно оживить довольно мощный АКБ.
Результатом мыслительного процесса явилось универсальное автоматическое зарядное устройство для мощных аккумуляторов напряжением 3-27 В и
собственной ёмкостью 3-100 Ач.

Рис.1
Основой устройства является ёмкостный балластный элемент, образованный конденсаторами С1-С5, включение и выключение которых производится
соответствующими тумблерами.
Реактивные сопротивления этих конденсаторов и мостовой выпрямитель Br2 образуют источник стабильного и неизменного
постоянного тока, величина которого выбирается исходя из рекомендаций производителя АКБ. Значения этих токов могут
выбираться любыми из диапазона 0,3-9,3А с шагом 0,3А.
Для предохранения диодов выпрямителя от резкого скачка тока в момент включения прибора, в него введено устройство
мягкого пуска, состоящего из резистора R1 и реле Rel1, закорачивающего данный резистор через некоторое время после
окончания переходных процессов.
Важный момент! Переключатель S1 - это тумблер без фиксации, алгоритм работы (on)-off-(on), количество
контактных групп - 2.
Резистор R3 предназначен для разряда балластных конденсаторов после выключения зарядного устройства.
А всё-таки, каким током следует заряжать аккумулятор?
Оптимальным током является величина, равная 1/10 (± 10%) от полной ёмкости АКБ - это стандартные рекомендации производителей на
обслуживаемые автомобильные аккумуляторные батареи.
При меньшем токе заряда процесс будет пропорционально замедляться, при большем - начнёт плохеть пациенту.
Для необслуживаемых изделий некоторые производители настоятельно рекомендуют использовать номинальный ток заряда не более 1/20 от
ёмкости аккумулятора.
Ясен пипидастр, что в определённый момент АКБ наберёт полный заряд и на продолжающееся воздействие извне начнёт реагировать бурным
химическим негодованием с неприятным выделением газа. Этот неловкий момент следует предотвратить и отключить зарядное устройство в
момент 20%-го превышения значения напряжения на клеммах от паспортной величины характеристики аккумулятора.
Таким образом, для 12В батарей процесс заряда следует стопорнуть при напряжении на выводах АКБ 14,4 В, для 24 вольтовых -
при 28,8 В и т.д.
Однако вернёмся к схеме.
Ответственным за состоянием здоровья аккумулятора назначен компаратор DA1, который сравнивает напряжение на АКБ с уровнем,
установленным переменным резистором R5.
В момент совпадения этих величин, на выходе компаратора появляется высокий уровень напряжения, который посредством транзисторного
аналога тиристора (транзисторы T1, T2) замыкает реле Rel1 на землю, что в свою очередь приводит к отключению
блока от сети и, соответственно, к прекращению процесса заряда.
Аналогичный процесс происходит и при желании вручную отключить зарядное устройство от сети. В этом случае высокий уровень напряжения
подаётся на аналог тиристора посредством замыкания контактов переключателя S1.2.
Интегральный регулируемый стабилизатор Vr1 формирует стабильное напряжение в диапазоне 3-27В. Его низкое выходное сопротивление
позволяет исключить влияние входного сопротивления вольтметра на формируемые уровни напряжения
при желании сделать этот прибор внешним и отключаемым после установки необходимого значения напряжения.
Стабилитроны D1, D2 поддерживают напряжение питания микросхем Vr1 и DA1 на уровне 30В, диод D3 не позволяет выйти напряжению на входе
компаратора за допустимые пределы, светодиод Led1 служит для индикации включённого состояния устройства.
С1-С5 выполнены в виде батарей из параллельно соединённых неполярных конденсаторов экзотического номинала 4,7мкФ x 400в:
С1 - 1шт, С2 - 2шт, С3 - 4шт и т.д...
Всего 31 штука, не больше, не меньше - хоть из-под земли достань, да выложи!
На самом деле не так уж всё и грустно. Изделия, заказанные у наших китайских друзей, уложатся в небольшую коробчёнку и
не сильно обременительную сумму, не превышающую 1000 российских тугриков.
Диодный мост Br2 следует выбирать с некоторым запасом по максимальному току. Я остановил свой выбор на 15-ти амперном экземпляре.
При необходимости работать с высокими токами заряда этот элемент необходимо снабдить радиатором, исходя из рассеиваемой мощности
Pрас ≈ Iзар x 1,5.
Рассчитать размер радиатора можно по ссылке Ссылка на страницу.
Реле должно выдерживать необходимый максимальный коммутируемый ток и не гнушаться работой с сетевым напряжением.
Ток срабатывания должен находиться в районе 20мА, как правило, в документации такие реле называются - High Sensitive.
При наших мощностях таким током срабатывания обладают реле с номинальным рабочим напряжением 24 вольта.
Тумблеры: S1 должен быть рассчитан на максимальный ток - не менее 10А, S2-S6 - не менее 5А.
Компаратор DA1 может быть любым, поддерживающим однополярное 30-вольтовое питание и имеющим входные токи - не более 100nA.
А какие условия безопасности надо выполнять при работе с бестрансформаторными источниками питания мы довольно подробно
обсудили на странице Ссылка на страницу.
И под занавес приведу более долгий, но продвинутый способ зарядить АКБ за несколько этапов.
К преимуществам этого способа следует отнести то, что аккумулятор получает полный заряд и восстанавливает свою ёмкость практически
на 100 процентов. Недостаток заключается в увеличении времени процесса и необходимости нескольких подходов к заряжаемому.
1. Сначала устанавливаем ток, равным 0,1 от номинальной ёмкости АКБ. Для батареи 55 А-ч это составит 5,5 ампер (в нашем случае - 5,4).
В таком режиме заряжаем до напряжения на выводах АКБ 14,4 вольта. Устанавливаем это напряжение регулятором, далее ждём, пока зарядник
вырубится;
2. Снижаем ток заряда в два раза (до 2,7 ампер), заряжаем до напряжения на выводах АКБ 15 вольт, ждём, пока зарядник вырубится;
3. Снижаем ток заряда ещё в два раза (до 1,2 ампера), заряжаем до напряжения на выводах АКБ 15,5 вольт, ждём, пока зарядник вырубится,
если через 5-6 часов этого не произошло, вырубаем устройство вручную.
А теперь - о самом важном!!!
Безтрансформаторные источники питания являются устройствами, не обладающими гальванической развязкой от сети, поэтому все подключения
проводов к аккумулятору необходимо провести до втыкания вилки в розетку.
В процессе зарядки блудить шаловливыми ручонками по оголённым проводам и клеммам АКБ не следует - есть шанс словить переменку (не слишком
большой, но весьма неприятный...).
По окончании процесса, точно также - сначала выдернуть штепсель из розетки, а уже потом отсоединять аккумулятор.
Итак. Подсоединили АКБ, воткнули вилку, установили ток заряда, повернули R5 в нижнее по схеме положение - теперь можно нажать
включатор и начинать зарядку. После этого следует установить переменный резистор в положение, соответствующее необходимому
уровню отключения зарядного устройства, контролируя эту величину по показаниям вольтметра.
Если аккумулятор не будет подключён к зарядному устройству, или отвалится какой-либо провод, сработает схема защиты, что
приведёт к отключению блока от сети.
|
|