Свежие новости
21.08.2017 Написана статья "Графические эквалайзеры".
Предложена программа для быс- трого онлайн расчёта фильтров эквалайзера.

Все остальные новости обитают на главной странице



Графические эквалайзеры

Онлайн расчёт фильтров эквалайзера

Не буду я описывать все страдания продвинутых аудиофилов по поводу необходимости (или, наоборот, вредоносности) использования этих девайсов в составе высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры.
Пока братва дискутирует, современные производители дорогих многоканальных ресиверов всё чаще снабжают их встроенными эквалайзерами и регуляторами фаз, которые в купе с выносным микрофоном производят анализ всех параметров воспроизведения звука в конкретном помещении и автоматически выполняют все нужные коррекции для обеспечения наилучшего звучания.
А звукорежиссёры - виртуозы кнопок, фейдеров и крутилок? Они давно как оприходовали многоканальные эквалайзеры для обеспечения настройки звука в студиях и концертных залах, имея целью ослабление влияния особенностей используемого помещения на звук.
Тут важно понимать, что эквалайзер не является продвинутым регулятором тембра, его главное предназначение - скорректировать неравномерности АЧХ помещений и акустических систем. Скорректировали, возрадовались радостью весьма великою и забыли.

В этой статье мы поведём речь о графических эквалайзерах, есть ещё параметрические, но о них как-нибудь в другой раз.

Итак, преимущества графических эквалайзеров:
- Простое и быстрое воздействие на спектр.
- Одновременное изменение АЧХ разных участков спектра, как в плюс, так и в минус.
- Удобство применения и графическая наглядность.

Центральные частоты полосовых фильтров графического эквалайзера обычно равномерно распределены по октавным интервалам. Существуют эквалайзеры с "шагом" в одну октаву, половину, треть или одну шестую октавы. Никто не запрещает сделать это шаг и две, а то и больше октав, но это уже будет больше похоже на многополосный регулятор тембра.

Что нам нужно знать в первую очередь при расчёте полосовых фильтров графического эквалайзера, после того, как мы определились с общим частотным диапазоном, обрабатываемым устройством, и количеством полос?
Добротность фильтров! Этот параметр в большинстве схем, увиденных мной в интернете, посчитан от вольного. Так, в наиболее популярных среди радиолюбителей 10-ти полосных октавных эквалайзерах значение этой добротности, в зависимости от источника, принимало замысловатые значения от 1 до 2, а ведь в умных книжках чёрным по белому написано Q=√ K/(K-1), где К=21/M, а М - количество частотных полос на октаву. Для октавных фильтров М=1, подставляем, делим и получаем Q=1,41.

Так вот, для того чтобы не допускать подобных просчётов, а заодно и филигранно уложить наши полосовые фильтры в заданный частотный диапазон, весьма полезной окажется приведённая ниже программа.
Обратите внимание, что значения частот вводятся и выводятся в герцах, поэтому если Вы хотите указать 20кГц, надо вводить цифру 20000.

Онлайн расчёт графического эквалайзера

Нижняя частота полосы
пропускания Fн (Гц)
Верхняя частота полосы 
пропускания Fв (Гц)
Количество полос
  
Полоса фильтров (октав)
Добротность фильтров
F фильтров
1 фильтр
2 фильтр
3 фильтр
4 фильтр
5 фильтр
6 фильтр
7 фильтр
8 фильтр
9 фильтр
10 фильтр
11 фильтр
12 фильтр
13 фильтр
14 фильтр
15 фильтр
16 фильтр
17 фильтр
18 фильтр
19 фильтр
20 фильтр

Приведённый калькулятор подойдёт для расчёта любых полосовых фильтров графических эквалайзеров, независимо от схемотехнических изысков - хоть на операционных усилителях, хоть на LC контурах.
Калькулятор для расчёта активных полосовых фильтров на ОУ находится на странице ссылка на страницу.
А для полноты картины я всё же приведу несколько устройств, и начну с простого как ситцевые трусы, но проверенного временем 10-полосного эквалайзера.


  Дальше      

 

Главная страница | Наши разработки | Полезные схемы | Это нужно знать | Вопросы-ответы | Весёлый перекур
© 2017 Vpayaem.ru   All Rights Reserved

     
     

Графические эквалайзеры

Онлайн расчёт фильтров эквалайзера

Не буду я описывать все страдания продвинутых аудиофилов по поводу необходимости (или, наоборот, вредоносности) использования этих девайсов в составе высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры.
Пока братва дискутирует, современные производители дорогих многоканальных ресиверов всё чаще снабжают их встроенными эквалайзерами и регуляторами фаз, которые в купе с выносным микрофоном производят анализ всех параметров воспроизведения звука в конкретном помещении и автоматически выполняют все нужные коррекции для обеспечения наилучшего звучания.
А звукорежиссёры - виртуозы кнопок, фейдеров и крутилок? Они давно как оприходовали многоканальные эквалайзеры для обеспечения настройки звука в студиях и концертных залах, имея целью ослабление влияния особенностей используемого помещения на звук.
Тут важно понимать, что эквалайзер не является продвинутым регулятором тембра, его главное предназначение - скорректировать неравномерности АЧХ помещений и акустических систем. Скорректировали, возрадовались радостью весьма великою и забыли.

В этой статье мы поведём речь о графических эквалайзерах, есть ещё параметрические, но о них как-нибудь в другой раз.

Итак, преимущества графических эквалайзеров:
- Простое и быстрое воздействие на спектр.
- Одновременное изменение АЧХ разных участков спектра, как в плюс, так и в минус.
- Удобство применения и графическая наглядность.

Центральные частоты полосовых фильтров графического эквалайзера обычно равномерно распределены по октавным интервалам. Существуют эквалайзеры с "шагом" в одну октаву, половину, треть или одну шестую октавы. Никто не запрещает сделать это шаг и две, а то и больше октав, но это уже будет больше похоже на многополосный регулятор тембра.

Что нам нужно знать в первую очередь при расчёте полосовых фильтров графического эквалайзера, после того, как мы определились с общим частотным диапазоном, обрабатываемым устройством, и количеством полос?
Добротность фильтров! Этот параметр в большинстве схем, увиденных мной в интернете, посчитан от вольного. Так, в наиболее популярных среди радиолюбителей 10-ти полосных октавных эквалайзерах значение этой добротности, в зависимости от источника, принимало замысловатые значения от 1 до 2, а ведь в умных книжках чёрным по белому написано Q=√ K/(K-1), где К=21/M, а М - количество частотных полос на октаву. Для октавных фильтров М=1, подставляем, делим и получаем Q=1,41.

Так вот, для того чтобы не допускать подобных просчётов, а заодно и филигранно уложить наши полосовые фильтры в заданный частотный диапазон, весьма полезной окажется приведённая ниже программа.
Обратите внимание, что значения частот вводятся и выводятся в герцах, поэтому если Вы хотите указать 20кГц, надо вводить цифру 20000.

Онлайн расчёт графического эквалайзера

Нижняя частота полосы
пропускания Fн (Гц)
Верхняя частота полосы 
пропускания Fв (Гц)
Количество полос
  
Полоса фильтров (октав)
Добротность фильтров
F фильтров
1 фильтр
2 фильтр
3 фильтр
4 фильтр
5 фильтр
6 фильтр
7 фильтр
8 фильтр
9 фильтр
10 фильтр
11 фильтр
12 фильтр
13 фильтр
14 фильтр
15 фильтр
16 фильтр
17 фильтр
18 фильтр
19 фильтр
20 фильтр

Приведённый калькулятор подойдёт для расчёта любых полосовых фильтров графических эквалайзеров, независимо от схемотехнических изысков - хоть на операционных усилителях, хоть на LC контурах.
Калькулятор для расчёта активных полосовых фильтров на ОУ находится на странице ссылка на страницу.
А для полноты картины я всё же приведу несколько устройств, и начну с простого как ситцевые трусы, но проверенного временем 10-полосного эквалайзера.


  Дальше      

  ==================================================================